|
Вы здесь: Критика24.ру › Тютчев Ф. И.
Анализ стихотворения «Проблеск» (Тютчев Ф. И.)Ни один век человечество стремится разгадать таинства мироздания, отыскать смысл жизни и определить свое место в пространстве бытия. Так, сродни многим творцам, Тютчев задается этими вопросами и в своих стихотворениях, что мне и хотелось бы рассмотреть на примере "Проблеска". Главной темой стихотворения является стремление вырваться за пределы человеческих возможностей. Автор размышляет, суждено ли было человеку стать кем-то большим, ведь в душе его силы необъятные. Но способность "с земного круга к бессмертному лететь" сталкивается с суровой реальностью, из-за чего лирический герой может лишь во сне насладиться счастьем и легкостью, ощутить сытость. Человек думает, что может равняться с божеством, иметь полный контроль над прошлым или будущим. Но Тютчев наоборот заявляет, что человек — существо несовершенное; потому даже во сне он не способен нести свою ношу: не дано ничтожной пыли дышать божественным огнем. Людям не место среди богов, но они не способны с этим смириться: мечта исчезает, оставив удвоенный голод и отчаяние. Поймав "проблеск" идеала, лирический герой становится им ослеплен и не способен более обрести покой, погружаясь в утомительный сон. С самых первых строк стихотворения в воображении возникает сумрачная картина, полная дремоты и спокойствия. Но с легким дыханием ветра, потревожившим струны, она начинает становится динамичнее, наполняясь музыкой. Обращаясь к бессмертному, читатель вместе с лирическим героем и вовсе отрываются от земли, ощущая себя пробудившимися ото сна, полными счастья и волнения. Но кульминационный образ пламени возвращает их обратно к небосклону, завершая цикл те ми же спокойными сонными образами, что и в начале произведения. Их сопровождает ощущение безысходности, вызванное осознанием человека своей ограниченности и обречённостью на земное существование. Композиционно произведение можно разделить на три плана: описание мира вокруг героя, его путешествие к божественному; возвращение в мир, который никогда не будет прежним. На мой взгляд, ключевыми словами являются строки: " Дыханье каждое Зефира / Взрывает скорбь в её струнах...". Размышляя о начале человека, Тютчев не забывает о его неразрывной связи с природой, ведь только она способна полностью разделить нашу скорбь по чему-то высокому. Лирический герой забывает о том, что мир вокруг нас уже безграничен, и человеку не нужно искать свое место, оно уже найдено. Потому автор и стремится донести мысль, что людям не стоит гнаться за недостижимым проблеском; ведь всё, что мы могли бы пожелать, уже есть у нас. Что касается средств выразительности, мне бы хотелось обратить внимание на множество эпитетов, употребляемых Тютчевым. Используя их в первой строфе, он стремится передать спокойствие ночи, в которой всё живое будто замерло и стало невесомым, беззвучным: " глубокий сумрак", "воздушная арфа", "дремавшие струны". В третьей же строфе автор обращается к "ангельской лире", подчеркивая ее отношение к божественному, выделяя использование музыки как проводника между мирами. В пятой — окрыленный лирический герой будто просыпается ото сна, волнуется: " верою живою". В шестой строфе "ничтожная пыль" подразумевает человека. Употреблением этого эпитета автор подчеркивает его незначительность по сравнению со всей вселенной, "божественным огнем". Завершающие эпитеты демонстрируют пробуждение ото сна: "усилием минутным", "взором трепетным и смутным ". Кроме того, с помощью метафоры 'по жилам небо протекло' Тютчев усиливает эмоциональную окраску событий, демонстрирует связь божественного и человека. Таким образом, автор раскрыл тему амбиций человека и его ничтожности перед высшими силами. Описанные Тютчевым жажда большего и невозможность найти покой нигде, кроме сна напомнили мне монолог Печорина перед дуэлью. И в самом деле, мечта исчезает, оставляя удвоенный голод и отчаяние. Ослепленные ими, люди возвращаются к дремоте, так и не реализовав свои внутренние силы, так и продолжая ожидать изменений. Обновлено: Опубликовал(а): goat Внимание! Спасибо за внимание.
|
|