|
Вы здесь: Критика24.ру › Литература XI—XII веков
Анализ исторической песни «Авдотья-Рязаночка» (Литература XI—XII веков)Для анализа я выбрал историческую песню «Авдотья Рязаночка». События, которые в ней описывается, относятся ко времени татаро-монгольского нашествия на Русскую землю. В 1240 году они разорили Киев, через три года та участь постигла Тверь, Рязань, Москву. Русский народ сопротивлялся отчаянно, что развёрнутыми метафорами передаётся в тексте: «Пели стрелы калёные, гремели копья долгомерные, падали татарове труп на труп…». И всё же Орда покорила почти все из раздробленных русских княжеств, заставляя князей платить дань татарскому хану. Тяжёлое, подавленное состояние русского народа красноречиво обозначается такими средствами выразительности, как эпитеты: «ордынщик злой», «чёрт-идол», «кровь людская»; уменьшительно-ласкательные обращения Авдотьи к природе говорят о её добром сердце и красоте: «траву кошу для лошадушек», «плывёт лебедушка», «не стать-занимать силы-славушки»; а частые повторы и присказки создают напевность повествования, характерную для фольклорных произведений: — Где твои, яблоня, яблоки? — Яблоки мои орда сорвала. — Где мои, яблоня, чада милые? — Чада твои милые орда угнала. Первыми в песне в песне появляются ордынские войска, которые уводят в плен мужа, брата и сына Авдотьи, только во второй половине появляется она сама и хан Батый. Примечательно, что только у последних в тексте присутствуют имена — ведь так обозначается противостояние между захватчиками и потерпевшими. Авдотья выступает защитницей не только своих родных, но и всего русского народа, является олицетворением женской мудрости. Почему же Авдотья в том непростом выборе, перед которым поставил её хан Батый, останавливается на спасении родного брата? Ответ кроется в традиции рода — кровные родственники считались ближе остальных членов семьи и в этом случае Авдотья, согласно заведённому порядку взаимоотношений, поступает правильно. Хан Батый, оценив её поступок, проявляет милосердие и отпускает с ней не только всю семью, но и весь народ рязанский. Так Авдотья сумела сохранить честь и достоинство, а самое главное — самоотверженно спасла свой народ из плена, не опуская руки призвала отстраивать город заново. Одно из важнейших произведений устного народного творчества, песня «Авдотья Рязаночка» стала национальной гордостью Рязани и до сих пор ценится, как символ мужества, стойкости и непреклонности русского народа. Обновлено: Опубликовал(а): aaika Внимание! Спасибо за внимание.
|
|