Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




17. Что даёт основание назвать «Горе от ума» трагикомедией? (ЕГЭ по литературе)

Пьеса «Горе от ума» написана в жанре комедии, но изображенные события соответствуют этому жанру лишь формально, на самом же деле произведение вызывает у читателя грустные и горькие размышления, так как обличает пороки общества и злободневные проблемы.

Комизм пьесы проявляется в несоответствии изображения образов, говорящих фамилиях, олицетворяющих пороки героев. Так, Фамусов, будучи управляющим, халатно относится к обязанностям и больше переживает о мнении о нем окружающих. Говорящая фамилия Молчалина подразумевает немногословность персонажа, он циничен, но при этом угодлив и обходителен, ведь отец завещал ему «угождать всем без изъятия». Даже единственный положительный герой Чацкий, обладая умом, попадает в глупую ситуацию, в которой его же просвещенность ему не помогает.

Автор также использует такой прием комического, как гротеск, показывая спор гостей о сумасшествии Александр Андреевича.

Однако пьеса не вписывается в рамки жанра комедии, поскольку в ней очень сильны драматические и трагические элементы. Для начала, герои произведения страдают от неразделенной любви. Чацкий, вернувшийся в имение Фамусова ради возлюбленной, разочаровывается, узнав, что девушка любит Молчалина («Вот я пожертвован кому!»). В это время Софья, обладающая пылким сердцем и готовая на самопожертвование ради любимого, что подтверждает её реакция на падение Алексея Степановича с лошади, узнает, что он влюблен в неё «по должности». Итак, любовная драма завершается разоблачением интриги, которую вёл Молчалин.

С точки зрения теории литературы «Горе от ума» — драма, поскольку, вопреки всем канонам комедийного жанра, пьеса заканчивается драматически. Общественный конфликт, в основе которого лежит столкновение двух разных позиций, заканчивается всеобщим признанием Чацкого сумасшедшим. Герой терпит поражение, но не отказывается от своих взглядов и убеждений, ведь понимает необходимость борьбы с нормами и идеалами «века минувшего». Александр Андреевич оставляет все противоречия неразрешенными и уезжает из Москвы («Сюда я больше не ездок!»).

Таким образом, пьеса находится на пересечении двух жанров — комедии и трагедии, так как в ней присутствуют элементы и комического, и драматического начала.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.