|
«Видеть и чувствовать — это быть, размышлять — это жить» — цитата У. Шекспира (ЕГЭ обществознание)Британский поэт 16-го века высказал свою точку зрения на тему познания, выделив проблему единства чувственного и рационального уровней познания. Данная проблема особенно актуальна в наши дни, так как большинство мыслительных процессов за человека выполняет искусственный интеллект (компьютер, роботы). Люди стали ограничиваться только чувственным познанием, они только получают информацию, но не обрабатывают её. Человечество просто ленится думать, предпочитают считать на калькуляторе и обмениваться шаблонными фразами в соц. сетях. В своем высказывании автор имел в виду, что человек, не анализирующий свои действия и не размышляющих над полученными знаниями, а просто познающий мир лишь с помощью органов чувств, не способен полноценно жить и наслаждаться жизнью. Я согласна с мнением автора, так как обладание органами чувств дает человеку право только на существование на Земли (роднит с животными). Но поистине человек начинает жить полноценно как человек только тогда, когда начинает обрабатывать и анализировать полученную информацию об объекте, ставить перед собой цели и развиваться в соответствии с поставленными целями. Именно духовное развитие формирует личность и поднимает ее на высокий социальный уровень. Для подтверждения своей и авторской точек зрения обращусь к теоретической аргументации. Определим сущность познания как главного понятия в высказывании. Познание присуще только человеку и представляет собой процесс деятельности, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в сознании, а результатом — полученные знания об окружающем мире. Но не всегда знания истинны и соответствуют действительности, результатом познания могут также выступать заблуждения, которые возникают из-за несовершенства средств познавательной деятельности, или намеренно выдвинутая ложь. Познавательную деятельность осуществляют человек, социальная группа или общество в целом, выступающие в роли субъекта, и направлена эта деятельность на какой-либо объект окружающего нас мира. Каждый субъект ставит свои определенные цели, в соответствии с которыми он изучает свойства интересуемого его предмета, и использует необходимые приспособления, средства, которые необходимы ему в ходе познавательной деятельности. Люди всю свою жизнь изучают процессы и явления объективного мира. Житейский опыт и наблюдения индивида составляют обыденное познание, которое базируется на здравом смысле, носит практический характер и всегда сводится к констатации фактов. Обыденное познание представляет знания, которые являются новыми по мере того, как индивид овладевает живым, непосредственным опытом современников, навыками человеческой жизнедеятельности. Но существуют знания, которые могут быть новыми и для всего человечества. Получение их возможно в процессе научного познания, которое стремится к максимальной объективности, доказательности и рациональности, логичности и системности. В ходе такой деятельности люди пользуются особым научным языком, специфическими способами и методами. И если научные знания необходимо доказать, то, например, религиозное познание не требует доказательства, оно догматично, неоспоримо. Множество явлений в мире люди также объясняют с фантастической стороны, то есть через мифологическое познания. Результатом этого познания являются мифы, которые отражают исторический и культурный опыт общества и передаются из поколения в поколение. В процессе познания индивид может использовать художественные образы, тогда он постигает истину с помощью художественного познания. Любой вид познания всегда проходит два уровня: чувственный и рациональный. Инструментами чувственного познания являются органы чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Если в ходе познавательной деятельности задействован лишь один орган чувств, то формируется ощущение, которое включает в себя информацию только об одном свойстве объекте. Целостный образ предмета создается посредством восприятия, когда задействованы все органы чувств. Все полученные знания остаются в сознании человека в виде представления данного объекта и воспроизводятся без непосредственного воздействия самого предмета познания на органы чувств. Чувственный уровень познания является первым и главным и служит базой для рационального. Знания, приобретаемые на втором уровне познания, приобретают абстрактный, обобщенный и закономерный характер. Источником рационального познания является мышление, процесс в котором объективный мир отражается в суждениях, понятиях и абстрактных образах (схемах, формулах и таблицах). Одним из результатов рационального познания является понятие, которое подразумевает под собой мысль, отражающую общие и существенные признаки предметов или явлений. Понятия, выраженные в речи отдельным словом, связываются между собой, образуя суждение — мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо о предмете. На основе нескольких суждений можно сделать умозаключение или вывод — новую мысль, сформированную на основе логики. С помощью рационального познания происходит процесс конструирования понятий, идей, которые затем воплощаются в реальную действительность. Но чувственное и рациональное не могут существовать раздельно. Чувственное познание служит базой для рационального, а рациональное способом для чувственного познания. Человек живя в любом случае использует оба уровня. Любая деятельность, чтобы она была полезной и конструктивной, необходимо, чтобы 2 уровня были использованы. Особенно это важно в политической деятельности. В истории России множество политических деятелей, которые внесли огромный вклад в развитие страны. Они предпочли действовать и применять все свои знания на благо государства и её граждан. Так, например, российский император Пётр Первый был гениальным политиком и реформатором. В отличие от предшественников, царь являлся настоящим хозяином своей страны, ведущим её к светлому будущему. Личность будущего императора развивалась с детства. Пётр интересовался науками, много путешествовал и разрабатывал план по внедрению новшеств в российскую политическую систему. Он создал Российский флот, основал и построил город с удобным выходом на Балтику, приглашал известных специалистов-европейцев для достижения Россией европейского уровня, не проиграл ни одного сражения в войнах, тем самым поднял авторитет государства не только в Европе. Сильная тяга к знаниям и интерес ко всему новому помогли Петру преобразить отсталую Россию и сделать её великой державой. В школе мы много изучаем произведений классиков, которые выделяют проблему связи уровней познания. И для меня было открытие, что в произведении Гончарова «обломов» поднимается проблема связи чувственного и рационального познания. Нередко встречаются герои произведений, которые выбрали путь существования в мире без определенных целей, которым в жизни ничего не интересно. Они живут лишь для того, чтобы удовлетворять свои первичные потребности (физиологические, потребности в безопасности). Так, например, главный герой в романе И. А. Гончарова Обломов выбрал путь бездействия. Ему около тридцати двух лет. Живет Илья Ильич в Петербурге в доме на Гороховой улице. Поначалу, переехав в город из своего родового поместья, он пытался влиться в светскую жизнь. Но это ему не удалось. И теперь он большую часть своего времени проводит, лежа на диване в бессмысленных мечтах и раздумьях. Но сама мысль об активных действиях уже пугала его. И, мечты так и оставались мечтами. Самое страшное для него — глобальные перемены. Он не хотел меняться и менять мир вокруг себя. Размеренное существование его вполне устраивало. После смерти Обломов не оставил после себя ничего. Всю свою жизнь он ограничил себя только чувственным познанием, хотя у него были возможности развиваться и познавать мир. Таким образом, чтобы жить недостаточно просто ограничивать себя физиологическими потребностями. Нужно также взаимодействовать с миром, думать, познавать окружающую среду, чтобы находиться в равновесии с обществом и жить в нём. В заключение ещё раз отмечу, что рациональное познание не может существовать без чувствительного. Но нельзя всю свою жизнь ограничивать лишь первым уровнем познавательной деятельности. Необходимо обдумывать, анализировать полученные знания о мире, развиваться в соответствии с ними и ставить перед собой цели. Только тогда ты сможешь найти смысл своей жизни и своё место в нашем огромном мире. Обновлено: Опубликовал(а): Anastasiia47 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|