Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




В чём сила и слабость базаровского нигилизма? По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» (ЕГЭ по литературе)

Произведение Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» посвящено конфликту поколений — базаровской демократии и аристократизму Павла Кирсанова. Несмотря на то, что Евгений Базаров — центральный образ, который способствует раскрытию всех остальных героев посредством диалогов, автор не становится на его сторону, а старается понять таких людей, как он.

Роман разделён на две части, которые играют важную роль в изображении Евгения Базарова; первая часть — утверждение его как нигилиста, а вторая — проверка его жизненных убеждений.

Так, в первой части выступает сильной личностью, он в силах отстоять свои убеждения и полностью уверен в том, что они верны («Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно…»). Внешность Базарова — это олицетворение простого человека, он не отличается хорошими манерами, не любит «церемонии», особенно в свою честь, и всё это помогает ему найти расположение слуг дома Кирсановых, хотя он к нему не стремился («Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал…»). Евгений близок к народу, он использует пословицы, поговорки, а также он — единственный представитель «поколения детей», то есть — новый человек — разночинец по происхождению, демократ по политическим убеждениям.

Евгений Базаров привлекает к себе людей своей непохожестью, Аркадий уважает его как учителя («Вот, поглядите, один из них рядом с вами сидит, ведь он чуть не молится на вас, полюбуйтесь.»), Павел Петрович, хотя и ставит под сомнение каждое слово Базарова, несомненно изменился после его смерти, несмотря на то, что Евгений утверждал себя как близкого к народу человека, мужики видят в нем нечто «вроде шута горохового», то есть его демократические взгляды также были неверны, и Павел Петрович остается размышлять о золотой середине аристократизма и демократии.

Можно сделать вывод, что Евгений — образованный человек, который умеет правильно мыслить, однако все его споры и диалоги сводятся к нигилизму, он развит односторонне, то есть лишен широты кругозора («Да зачем же я стану их признавать? И чему я буду верить? Мне скажут дело, я соглашаюсь, вот и всё.»).

Евгений учится на врача, он способная и яркая личность («Главный предмет его — естественные науки. Да он всё знает.»), однако он не может реализовать свои способности из-за узости убеждений нигилизма, простаивая жизнь впустую.

Базаров отрицает любовь, поэзию, искусство, можно утверждать, что он отрицает саму историю, вступая в конфликт с вечными ценностями. Однако его негативное мышление распространяется даже на его поколение («Мы только расчищаем место, строить будут другие.»), у него отсутствует положительная программа.

Таким образом, сила нигилизма Евгения Базарова заключается в том, что его убеждения дают ему право высказываться свободно, отстаивая свой образ мышления, а также представлять интерес для разных людей — аристократов — Павла и Аркадия, обычных людей — слуг дома Кирсановых. Однако нигилизм ограничивает кругозор и мысли Евгения, не дает ему развить свои выдающиеся способности, а также смотреть в будущее с оптимистичной точки зрения.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.