|
«Воспитатель сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника» — В. Даля (ЕГЭ обществознание)В данном высказывании автор поднимает проблему значения взаимоотношений, складывающихся между участниками в процессе воспитания. По мнению автора, воспитание — это сложный процесс, имеющий смысл лишь тогда, когда воспитатель несёт ответственность за воспитанника: имеет необходимый социальный опыт и гарантию результата. Ведь воспитать достойную личность способен лишь тот, кто сам некогда обучался, приобретал необходимые знания, а теперь готов поделиться полученным опытом с другим. Я полностью согласна с мнением автора. Кого можно считать воспитателем? Учителя, родителя, профессора, даже друга — каждый может быть агентом социализации, повлиять на формирование личности. Однако для этого он должен служить примером для воспитанника, обладать необходимым набором социально значимых качеств, уметь созидать, а не разрушать. Именно тогда процесс воспитания будет иметь результат, сформирует из воспитанника высоконравственную личность. Рассмотрим данную проблему с теоретической точки зрения. Известно, что воспитание необходимо для социализации личности — процесса приобретения индивидом социально значимых качеств. Главным условием этого является нахождение в социуме: среди родителей, друзей, школьников - на протяжении всей жизни человек развивается с помощью так называемых воспитателей, агентов социализации. Именно они прививают нам необходимые социальные знания, влияют на наше мировоззрение, поступки, нравственную составляющую. Такие воспитатели проходят с нами все стадии социализации: адаптацию, индивидуализацию, интеграцию, трудовую стадию и послеродовую стадию. Стоит выделить и институты социализации: школа, семья, армия, церковь. Однако как агенты, так и институты могут меняться в зависимости от стадии социализации - первичной или вторничной. Отличие таких понятий состоит в степени влияния на личность воспитанника. Так, первичные агенты — это семья, друзья, ведь они в наибольшей степени образовывают индивида. Доказывая вышесказанное, приведу припер из художественного произведения «Недоросль» Д. Фонвизина. В произведении представлен герой Вральман, обучавший Митрофанушку. Однако учителем его сложно назвать, ведь он проповедовал грубость, лень и высокомерие. Он не имел должного образования и подрабатывал кучером. Но, воспользовавшись положением, Вральман быстро взялся за работу учителя. Он ничему не обучал мальчика, лишь позволял ему лениться. Конечно, такого рода учитель никогда не сможет обучить человека, воспитать достойную личность, ведь у него не было ученического опыта. Получается, что, не побывав «в учениках», не набравшись профессионального опыта, учитель не имеет права преподавать, ведь, тогда он сможет вырастить лишь безграмотную личность, подобную ему. Приведу пример из художественного произведении Р. Киплинга «Маугли». В книге приводится идеальный пример того, как отсутствие социализации влияет на личность. Так, главный герой рос вместе с дикими животными — именно они были для него „воспитателями“, неким идеалом, которому нужно подражать, чтобы выжить. За время проживания в дикой природе он научился охотиться, лазать по деревьям и другим способностям, не свойственным человеку. Действуя по зову инстинктов, звери относились к Маугли как к животному, смогли воспитать себе подобного. Отсутствие социума сделало Маугли диким, подобным окружающим зверям, однако благодаря ним он пригорел те знания, необходимые для выживания в дикой среде — они воспитали его, как животное, для которого социум чужд. Таким образом, воспитание — это необходимый этап в социализации, без которого невозможно существование личности. Воспитанник — это отражение воспитателя, поэтому учителю важно нести ответственность за свои знания и с умом преподносить их другим. Обновлено: Опубликовал(а): Аксинья Морозова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|