|
17. Что даёт основание Вл. Ф. Ходасевичу утверждать, что «поэзия Лермонтова — поэзия страдающей совести»? (ЕГЭ по литературе)М. Ю. Лермонтов — романтик, одной из ведущих тем стихотворений которого является конфликт поэта и толпы. Создатель стихотворений обличает пороки общества и отрицает его идеалы. В «Думе» М. Ю. Лермонтов даёт нравственную оценку своему поколению: «…под бременем познанья и сомненья / В бездействии состарится оно». Лирический герой произведения осуждает своих современников за то, что они «к добру и злу постыдно равнодушны» и «…перед властию — презренные рабы», а также высказывает мнение, что эти люди не смогут сделать ничего значительного. Однако стоит отметить: местоимение «мы» указывает на то, что лирический субъект не отделяет себя от других представителей поколения. В этом заключается его трагедия — жизнь лирического героя не менее бессмысленна, чем у его современников. В «Как часто, пёстрою толпою окружён…» лирического героя возмущает фальшь высшего общества: он чувствует себя чужим среди «приличьем стянутых масок». Как романтический герой он пытается сбежать от бессмысленного «блеска и суеты» в мир мечты. Однако «шум толпы» врывается в фантазии лирического субъекта, тем самым вызывая у него желание «…бросить…в лицо железный стих/Облитый горечью и злостью». В стихотворении «Пророк» божественный посланник символизирует поэта – как и создатель стихов, он пытается донести до представителей толпы мысль о неправильности их жизни: «Провозглашать я стал любви / И правды чистые ученья». Однако люди не желают изменяться и поэтому «бросают бешено каменья» в пророка. Так поэт доносит мысль о том, что большинство представителей его общества полны «злобы» и не желают предпринимать усилия для того, чтобы избавиться от недостатков. В инвективном произведении «Смерть поэта», созданном после убийства А. С. Пушкина, автор пишет о «…надменных потомках / Известной подлостью прославленных отцов», которые своей «молвой» погубили предшественника М. Ю. Лермонтова. Поэт использует антитезу, говоря о «чёрной крови» толпы и «праведной крови» поэта, показывая, что погибший творец нравственно превосходил своих противников. Лирического героя стихотворения возмущает то, что эти люди могут остаться безнаказанными. Он верит в высшую справедливость, «божий суд», который ждет всех, кто, по его мнению, виноват в гибели его предшественника. Также стоит отметить, что определение «невольник чести», данное погибшему поэту автором, может быть отнесено и к нему самому. Таким образом, лирика М. Ю. Лермонтова — «поэзия страдающей совести», поскольку в стихотворениях он говорит о пороках общества, которые другие люди не хотят замечать. Можно подытожить рассуждения, вспомнив цитату из «Пророка»: «Провозглашать я стал любви/И правды чистые ученья: / В меня все ближние мои / Бросали бешено каменья». Обновлено: Опубликовал(а): Алиса Белова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|