|
Для чего автор нарушает хронологический порядок событий в романе «Герой нашего времени»? (Лермонтов М. Ю.)Для чего Лермонтов нарушает хронологический порядок событий в романе «Герой нашего времени»? Рассказать «историю души человеческой» — такую цель ставит Лермонтов в романе «Герой нашего времени». Перед читателем постепенно раскрывается характер человека незаурядного и противоречивого. Именно нарушение хронологии событий из жизни героя позволяет писателю так подать своего героя. Сначала мы видим Печорина глазами штабс-капитана Максима Максимовича. Вполне заурядный человек подмечает странный характер сослуживца. Печорин активен, смел в экстремальных ситуациях: в охоте на кабана, в похищении Бэлы, в погоне за Казбичем. На скучен и пассивен в обыденной обстановке. Герой сам объясняет Максиму Максимовичу странности своего характера глубоким разочарованием обыденной суетой. Жить ему скучно. Отсюда его холодность и равнодушие. Даже чеченские пули не волнуют его кровь. На очень короткое время он полюбил черкешенку Бэлу. Но любовь быстро прошла, и перед нами жесткий холодный человек. Страшной и бесчеловечной кажется реакция Печорина на слова утешения после смерти Бэлы — он засмеялся. Во второй главе романа о короткой встрече с Печориным говорит автор-путешественник. Печорин холодно и отстраненно встретил готового броситься ему на шею Максима Максимовича, и этим страшно ранил старика. Автор видит много странного даже во внешности героя: подмечает, что его глаза не смеялись, что взгляд его с «холодным блеском», тяжёлый, но проницательный. Это красивый, еще молодой мужчина кажется ему равнодушным и спокойным. Журнал Печорина, состоящий из трех повестей, — это искренний рассказ человека о самом себе. Автора, публикующего этот журнал, поражает, с какой беспощадностью Печорин «выставляет наружу собственные слабости и пороки». В «Тамани» Печорин удивляет свой активностью и энергией. Он во что бы то ни стало стремится узнать тайну странного дома. Раскрыв тайну контрабандистов, в своих дневниковых записях он сетует, что нарушил их привычную жизнь, искренне жалеет слепого. Но свои приключения заканчивает другой — равнодушный Печорин: «…какое дело мне до радостей и бедствий человеческих». Противоречивость поступков и мыслей обнаруживается в его зарисовках о княжне Мери. Человек, умеющий любоваться природой, способный на искренние чувства и глубокие переживания, тратит все свои силы на то, чтобы добиться любви девушки и равнодушно сказать ей: «Я вас не люблю». Как ликует его душа, когда удается отвести от Мери обожателей, разрушить её увлечение Грушницким. С радостью подмечает Печорин признаки боли, слез, смятения в княжне. Ему весело от его разрушительных планов. А в дневниковых записях он с горечью осознает, что ничего, кроме страданий, он не может дать людям. Он, как сумасшедший, гонится за Верой, боясь ее потерять навсегда. Но ведь счастья он ей дать не может. Он разбивает сердце бедной Мери. Он убивает Грушницкого. Он безжалостно разбивает мир людей, окружающих его. И если бы не минуты раскаяния, не слезы героя, ни мгновения жалости к своим жертвам, можно было бы решить, что перед нами жестокий себялюбец. Но, делая несчастными других, он сам страдает. Действительно, «страдающий эгоист», как сказал о нем Белинский. В дневнике перед дуэлью с Грушницким он с досадой осознает, что «чувствует в душе силы необъятные», но они тратятся напрасно. В главе «Фаталист» лермонтовский герой размышляет о предопределенности судьбы. Сам Печорин, как и Вулич, испытывал свою судьбу во время дуэли с Грушницким. Но он уверен, что фатализм не ограничивает решительность характера, волю, ответственность за свои поступки. Таким образом, особенность лермонтовской композиции позволяет нам увидеть характер незаурядный, противоречивый, к сожалению, тратящий свою энергию на пустяки, бесцельно проживая жизнь. Обновлено: Опубликовал(а): Ирина Московских Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|