|
17.1. Столкновение романтизма и реализма в творчестве М. Ю. Лермонтова на примере одного-двух произведений (ЕГЭ по литературе)Михаил Юрьевич Лермонтов — писатель XIX века, внёсший огромный вклад в развитие русской классической литературы. Характерными направлениями его творчества являются романтизм и реализм, которые в некоторых из его произведений сочетаются и сталкиваются. Наиболее ярким примером данного явления может послужить роман «Герой нашего времени». Григорий Печорин, центральное лицо произведения, по канонам романтизма является «исключительным героем в исключительных обстоятельствах». Он не похож на остальных представителей дворянского общества. Автор рисует его портрет отнюдь не обывательским: герой храбр (эпизод из главы «Тамань», где персонаж не боится садиться в лодку с незнакомкой), ценит свободу («свободы моей не продам…») и тонко чувствует человеческую психологию («Женщины любят только тех, которых не знают…»). Обстоятельства же вокруг него захватывающие и необычные — кража дикарки Бэлы, дуэль с Грушницким, раскрытие тайны «контрабандистов» и т. д. Кроме того, романтической чертой данного произведения являются одиночество и конфликт лермонтовского персонажа с обществом. Он говорит о себе: «Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть». Григория Печорина действительно считают «странным», его душу не может понять никто, кроме единственной женщины, которую он искренне любит, — Веры. Однако в ходе сюжета главы «Княжна Мери» герой всё же теряет свою избранницу и остаётся по-прежнему одиноким. Но почему же роман относят именно к направлению реализма? Всё заключается в идее писателя, которую он стремится вложить в это произведение. Его цель — показать историю «болезни» человеческой души. Слишком велика роль в данном романе такого характерного для реализма художественного приёма как психологизм. Даже композиция романа построена таким образом, чтобы наиболее широко рассмотреть душевную организацию Григория Печорина. Читатель видит его как со стороны (его глаза «не смеялись, когда он смеялся! <…> Это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти»), так и изнутри (дневник Печорина). Таким образом, наиболее яркое проявление столкновения реализма и романтизма творчества М. Ю. Лермонтова можно встретить в романе «Герой нашего времени». Обновлено: Опубликовал(а): bonnie Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|