|
Столкновение романтизма и реализма в творчестве М. Ю. Лермонтова на примере одного-двух произведений (ЕГЭ по литературе)Большинство произведений М. Ю. Лермонтова созданы в рамках литературного направления романтизм, однако в наиболее позднем творчестве прослеживается всё больше реалистических творений, что связано с изменениями в мировоззрении писателя. Показательным в данном случае является психологический роман «Герой нашего времени». В нём гармонично сочетаются черты обоих направлений. С помощью приема психологизма автор на протяжении всего произведения работает над раскрытием внутреннего мира и чувств главного героя — Григория Печорина, которого литературоведы относят к архетипу «лишний человек». Действительно, персонаж обладает весьма незаурядными качествами: он отлично разбирается в людях, задумывается над философскими вопросами, что отчетливо прослеживается во время спора с Вуличем, приверженцем идей фатализма. Однако несмотря на все свои достоинства, Печорин отнюдь не лишен недостатков: он весьма циничен и эгоистичен, и эти качества разрушают не только его собственную жизнь, но и прежде всего судьбы окружающих: игра над неопытной Мери или дикаркой Бэлой служит тому очевидным доказательством. Использование психологизма характерно прежде всего для реализма. Также в произведении делается акцент и на раскрытии подлинных черт исторической эпохи. Сама невозможность Печорина реализовать себя продиктована непростым временем после неудачного Восстания декабристов, когда молодые люди фактически оказались лишены какой-то жизненной перспективы. Более того, изображен типичный представитель общества, ведь в сущности Печорин — обычный молодой аристократ. Недаром Лермонтов в «Предисловии к журналу Печорина» назовёт своё произведение «портретом целого поколения». При этом видно, что герой ищет себя, свое предназначение, но не находит его. Этот внутренний конфликт, двоемирие между прискорбным «настоящим» и мнимым, недостижимым «будущим» и обуславливает в романе наличие романтических черт. В конце произведения Печорин вновь предается размышлениям о фатализме: он осознает, что, возможно, его неспособность приносить людям ничего, кроме бед и разочарований, продиктована чем-то свыше. Герой не ставит перед собой цели разрушить чью-то судьбу, преднамеренно навредить окружающим, но так всегда и получается. Остановившись всего на несколько дней в Тамани, ему удается нарушить мирный порядок жизни «честных контрабандистов», которые боялись, что Печорин непременно доложит об их нелегальном промысле, а потому вынуждены были после неудачной попытки ундины утопить героя скрыться из города. Таким образом, в творчестве М. Ю. Лермонтова происходит столкновение романтизма и реализма. Первое литературное направление обуславливает внутренние противоречия героя, двоемирие, тогда как второе позволяет изобразить описанные события фактически точно, тем самым создать подлинный «образ целого поколения». Обновлено: Опубликовал(а): Захар Л. Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|