|
В каких произведениях отечественной лирики мир природы сравнивается с миром человеческих взаимоотношений и в чём эти произведения можно сопоставить с «Анчаром» А. С. Пушкина? (ЕГЭ по литературе)Мир природы сравнивается с миром человеческих отношений в стихотворениях "Когда волнуется желтеющая нива..." М. Ю. Лермонтова, "Учись у них — у дуба, у берёзы..." А. А. Фета и "Анчар" А. С. Пушкина. Общим в лермонтовском и пушкинском стихотворениях является композиционный строй. Зачинает природа, а заканчивает — человек. В этом, безусловно, раскрывается философский контекст лирики, ведь природа — это нечто первозданное, а человек — её порождение, неотъемлемая часть. "Когда волнуется желтеющая нива, и свежий лес шумит при звуке ветерка... тогда смиряется души моей тревога" — передает М. Ю. Лермонтов связь через настроение лирического героя. "Анчар... стоит — один во всей вселенной... человека человек послал к анчару грозным взглядом" — показывает А. С. Пушкин обращение человека к природе при помощи сюжета. Однако отсюда вытекает и различие. Если у первого автора лирический герой и пейзаж — это гармоничный союз, то у второго автора изображен разлад между человеком и природой, а сам лирический герой является лишь сторонним наблюдателем, а не главным действующим лицом. У М. Ю. Лермонтова цветопись передает состояние счастья, внутреннего света: "малиновая", "желтеющая", "серебристый". У А. С. Пушкина сюжет открывает мрачную, "тлетворную" завесу, за которой скрывается человеческая жестокость и полный разлад с природой, в которой он может найти лишь убийственный яд: "принес он смертную смолу...". Сколь схожи стихотворения композиционным строем, столь различны в изображении отношения человека и природы. Приведенные стихотворения А. А. Фета и А. С. Пушкина схожи тем, что оба они относятся к философской лирике, при помощи чего мир природы и мир человеческих отношений получает более глубокое раскрытие. У первого автора звучит явная поучительная интонация, заложенная в первой строке — "учись у них — у дуба, у берёзы". Человек, по Фету, должен быть неразрывно связан с природой, должен созерцать ее и постичь истину. А истина эта отражена в мотивах христианской религии — стойко терпеть удары судьбы: "они стоят, молчат, молчи и ты". У второго поэта философские мотивы выражаются с отрицательной точки зрения, он создает мрачный сюжет, который не принимает лирический герой, однако мысль звучит все та же: человек должен учиться у природы и быть неразрывно связан с ней, брать пример. Эпитет "бедный", который А. С. Пушкин использует, описывая раба, и эпитет "непобедимый" по отношению к владыке как к средоточию зла раскрывают несогласие автора и его лирического героя с злонравием, которое позволяет себе человек, но не позволяет природа. Различны стихотворения общим настроением и окончанием. У А. А. Фета следует приход весны "но верь весне. Её промчится гений" — приход счастья и любви, приход жизни. У А. С. Пушкина следует гибель: "умер бедный раб...", "а князь тем ядом напитал свои послушливые стрелы и с ними гибель разослал...". Несомненно, стихотворения близки философскими мотивами, но различны окончаниями и настроением. Таким образом, более схожи стихотворения Лермонтова и Фета, где исток человеческий отношений — в природе, а сам человек — её неотъемлемая часть, гармония. У Пушкина человек неверно относится к природе, он использует её как оружие, уничтожая свет и добродетель. Обновлено: Опубликовал(а): Arina Lu Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|