|
Можно ли назвать судьбу Раскольникова «историей интеллекта, заблудившегося во мраке безверия»? (ЕГЭ по литературе)Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» является социально-психологическим романом. Автором делается акцент не только на правдоподобном описании действительности XIX века, что характерно для литературного направления реализм, но и с помощью приема психологизма передает особенности внутреннего мира и мировоззрения главного героя Родиона Раскольникова — персонажа весьма противоречивого. Можно ли назвать его судьбу «историей интеллекта, заблудившегося во мраке безверия?». С одной стороны, бывший студент предстает образованным молодым человеком, способным к мышлению и глубокому осмыслению окружающего мира. Замышляя убийство Алены Ивановны, герой думает о том, что обществу вовсе не нужны такие люди, как старуха-процентщица — стремящиеся к наживе, материальному благополучию и не замечающие в окружающих ничего, кроме возможности получения денег. Справедливо сказать, что одним из мотивов убийства героини действительно являлось желание Раскольникова преодолеть социальную несправедливость. Герой и вправду предстает неравнодушной к окружающим людям личностью, чему примером может послужить эпизод, когда Родион Романович отдает предназначенные ему деньги матери семье Мармеладовых, несмотря на собственную бедность. С другой стороны, основным мотивом совершения преступления, конечно, явилось вовсе не стремление к установлению справедливости. Убийство старухи-процентщицы было продиктовано стремлением проверить свою теорию о двух типах людей: «тварях дрожащих» и «право имеющих». Раскольников пытался выяснить, кем же является он, и был весьма разочарован, осознав свою духовную слабость. По сути, главный герой «заблудился во мраке безверия», ведь поначалу он скептически относится к религиозным рассуждениям Сони Мармеладовой. Да и сам поступок Раскольникова, конечно, нельзя назвать праведным. Однако в эпилоге произведения, находясь на каторге, Родион Романович берет у героини Евангелие, что может свидетельствовать о его нравственном возрождении, хотя от своей циничной теории персонаж так и не отказывается. Надо сказать, что «мрак безверия» сильно сказывается на душевном состоянии Раскольникова. Даже его друг Разумихин не может понять причину столь явной перемены в бывшем студенте, случившейся с ним после совершения убийства. Совсем иначе ведет себя Свидригайлов. Этот герой позволяет себе цинично рассуждать о собственной судьбе, творить предосудительные поступки, чему примером может послужить фрагмент, когда он пристает к сестре Раскольникова Дуне. Антитеза Свидригайлова и Родиона Романовича ещё раз наталкивает на мысль о том, что бывший студент не окончательно растерял духовные качества, у него есть шанс выбраться из «мрака безверия». Сам герой не решается рассказать матери о совершенном им убийстве, потому что осознает низость своего поступка. Справедливо назвать главного героя «интеллектом». Личность бывшего студента весьма противоречива, но не лишена положительных нравственных черт. Анализируя судьбу Раскольникова, я пришел к выводу, что её действительно можно назвать «историей интеллекта, заблудившегося во мраке безверия». Герой совершает страшное преступление, однако в душе остается человеком добрым и даже милосердным. Авторская позиция заключается в том, чтобы показать несостоятельность и циничность теории Раскольникова и продемонстрировать истинные моральные ценности через образ Сони Мармеладовой. Обновлено: Опубликовал(а): Захар Л. Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|