|
17.3 Пейзажные мотивы в лирике поэтов 19 - 20 веков (ЕГЭ по литературе)Тематика русской поэзии разнообразна: это и философская, и любовная, и гражданская, и другие. Особое место занимают пейзажные мотивы. Рассмотрим, как они раскрываются в лирике поэтов XIX-XX вв. Для гения А. С. Пушкина природная красота значит многое. Это некий живой организм, способный проникаться чувствами и выдавать нужную картину. В «Зимней дороге» унылый пейзаж: «Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льёт печально свет она» — отражает грустное настроение лирического героя, который погружается в воспоминания о любимой. Эпитетами, которые описывают природу, можно описать и его внутреннее состояние. В этой элегии пейзажные мотивы служат инструментом психологизма. У С. А. Есенина лирической герой в произведении «Не бродить, не мять в кустах багряных…» наслаждается природой, связывая её с женщиной: «Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда». Их сравнение раскрывает любовь к родной земле, с которой приходится прощаться. Вся горечь ситуации отражена не только в пейзаже, но и в закольцованной этими строками композиции. Б. Л. Платонов в стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать!..» описывает конфликт суровой зимы и теплой весны. Холодный период времени года является символом упадка сил и мотивации: «Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит». Поэт показывает пробуждение природы, которая раскрывает талант лирического героя, и души человека, в котором рождается желание творить. Пейзажные мотивы в этом стихотворении помогают в раскрытии темы поэта и поэзии. Таким образом, пейзаж играет важную роль в лирике XIX-XX вв. У него несколько функций, но каждый автор использует их в разных целях. Обновлено: Опубликовал(а): Абушева А. Внимание! Спасибо за внимание.
|
|