|
Стихотворения «Листок» Жуковского и Лермонтова (Сравнительный анализ)Стихотворение Жуковского наполнено грустью. Нет надежды на то, что листок найдет дом и обретет своеобразный покой в этом мире. Все движется к смерти — вот основной посыл стихотворения. Кажется, здесь есть минорные нотки, невозможность увидеть другую, радостную сторону жизни. В этом — сходство с лермонтовским «Листком». Всюду гонимый странник-лист скитается по свету в поисках покоя, но нигде его не находит. Однако если герой Жуковского сразу отправляется туда, «куда на свете всё стремится», то образ другого листа становится трагическим из-за холодности окружающего мира. «Младая чинара» отвергает «странника», потому что внешне он некрасив, а внутренний мир её не интересует. Это доказывается строчкой: «Мой слух утомили давно уж и райские птицы». Высшим критерием становится красота птиц, но и она не способна развеять уныние деревца. Тут просматривается ещё одно различие в более раннем тексте два героя: лирический герой и листок, к которому он обращается. В лермонтовском стихотворении количество действующих лиц увеличивается: это и герой, рассказывающий историю, и листок, и чинара. Причем этот герой ни с кем не взаимодействует, а лирический герой Жуковского напрямую обращается к листку. А рассказывают о своей скорбной судьбе оба листка: один примирился со своей судьбой изгнанника, причем его дом погиб из-за грозы, а вот листок Лермонтова просто «оторвался от ветки родимой», путешествуя, он обрел мудрость и как-будто «повзрослел». Различаются и акценты в текстах. У Жуковского выделяется мотив смерти, обреченность, ожидание покоя-награды за перенесенные страдания. У Лермонтова акцент на истории листка и холодности к нему мира. То есть эти стихи отражают мировоззрения авторов, именно поэтому история листка видоизменяется. Если для текста Жуковского, который похож на диалог приближенный к обычному разговору, используется четырехстопный ямб, то для «Листка» Лермонтова нужен используемый автором певучий четырехстопный амфибрахий, он придает тексту протяжную интонацию и делает похожим его на песнь. Ещё одна интересная деталь сближающая произведения, это то, что они относятся к ролевой лирике: автор примеряет на себя маску, от лица которой рассказывает и пишет. Обновлено: Опубликовал(а): Екатерина К. Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|