|
Вы здесь: Критика24.ру › Толстой Лев Н.
Читательский дневник по роману-эпопее «Война и мир» сравнение образов Кутузова и Наполеона (Толстой Лев Н.)«Мысль народная»: показать людей, их характеры, «смыслы жизни». И при этом не только людей простых, но и великих исторических деятелей, таких как Кутузов, Наполеон, Багратион и др. М. И. Кутузов — «великий русский» (полководец) М. И. Кутузов — один из основных образов романа, позволяющий Толстому затронуть и раскрыть важные общечеловеческие, моральные-этические, национально-исторические и философские темы. Авторская симпатия к этому персонажу проявляется уже в первых главах, посвящённых военных действиям. Кутузов, пухлый, немолодой, седой человек, которому не чуждо чувство долга: он с трудом садится на лошадь, не без усилий выходит из коляски. Его характер скроен на непринятии лжи — ни на войне, ни в мирное время. Своим поведением М. И. являет тот вид мужества, который зачастую даётся человеку труднее, чем отвага на поле боя, а именно — сохранение стойкой самостоятельности вне зависимости от обстоятельств. Интересно, что Л. Н. Толстой не маскирует возрастные недостатки героя: заплывшую фигуру, старческую сентиментальность, частые «слёзы», неидеальную красоту и, наконец, проницательность. Кутузов спокойно отдаётся року, судьбе (он «не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему»). М. И. — выразитель-отражатель чаяний народа. Его единственная цель — изгнать французов из России, не калечить их как нацию, как единый народ, ибо они такие же люди, как и русские. Образ Кутузова незамысловат (быть может, даже схематичен), он не наделён непростыми психологическими чертами, а описан легко, без всяких «остранений» (В. Б. Шкловский). Такой подход к раскрытию персонажа позволил Толстому расширить внеконтекстуальное поле романа мыслью о том, что историческая личность не может существовать вне собственной Родины и своего народа.
Этот дряхлый старик с одним глазом дошёл свой до конца, выполнил свой нравственный, общественно-исторический долг. Не задумываясь о том, как о его личности будут судить современники и потомки: «Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер».
Наполеон Бонапарт — тиран или «спаситель Европы»? Наполеону в романе отведено большее место, чем Кутузову. Его мы видим с первых строк до последних. Это не великий человек и полководец большого масштаба, а холодный завоеватель, поработитель, убийца. Во время Аустерлицкой кампании он показан полководцем, прекрасно разбирающимся в военном деле и тактиках ведения боя. При описании Бородинской битвы Толстой несколько раз упоминает о внушительном опыте Наполеона-командира, который, несмотря на всю свою «матёрость», проигрывает сражение, прежде всего, русской смекалке и человеколюбию. Неудивительно, что в 1805 году, в разгар побед Наполеона, двадцатилетний Пьер Безухов бросается на защиту французского императора в то время, как в салоне А. П. Шерер того называют узурпатором. В свою очередь, Андрей Болконский говорит о «несомненном величии Наполеона». Н. Б. равнодушен к многочисленным и бессмысленным смертям на реке из одной лишь преданности ему. Этот герой крайне любит «покрасоваться». Привычка (или даже склонность) «делать себя на людях» проявляется путём упоминания причёски персонажа — это была известная всему миру прическа Наполеона, ей подражали, её нужно было сохранять».
Обновлено: Опубликовал(а): Калашников Илья Внимание! Спасибо за внимание.
|
|