Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ цитаты В. Я. Петрухина: «Добившись единовластия в Русской Земле, Владимир обращается к задачам её внутреннего благоустройства. Первой задачей оказывается поиск религии, которая могла бы объединить разноплемённые земли» (ЕГЭ по истории)

Владимир крестил Русь в 988 году. Согласно «Повести временных лет», к Владимиру пришли представители мусульманства, иудаизма и христианства. Владимиру не понравилось мусульманство жёсткими запретами, иудаизм — своей рассеянностью по миру, и только христианство пришлось ему по душе. То ли послы были красноречивы и убедительны, то ли виновата Ольга, первая принявшая крещение, но Владимир крестил Русь.

А какие у него на самом деле были причины и предпосылки? Что же было не так с язычеством? Разберёмся.

Передо мной высказывание В. Я. Петрухина. «Добившись единовластия в Русской Земле, Владимир обращается к задачам её внутреннего благоустройства. Первой задачей оказывается поиск религии, которая могла бы объединить разноплемённые земли». Автор утверждает, что одной из задач внутреннего благоустройства в Древней Руси был поиск всеобщей религии, которая может объединить разные племена. Автор обращает внимание на проблему взаимосвязи между единой религией и внутреннего благоустройства страны при единоличном правителе. Для того, чтобы решить правильно ли высказывание автора, я поставила следующие задачи:

1. Понять, что такое религия и каково её влияние на общество.

2. Разобраться в причинах отречения от язычества

3. Разобраться в причине установления именно христианства на Руси

Религия. Откуда она появилась и как велико её значение? Всё началось с анимизма, тотемизма и других проторелигий первобытных обществ, когда люди объясняли законы природы посредством высшей силы. Поклоняясь «тотему бога дождя», они выработали сами для себя определённые общие правила, контролирующие их жизнь. А тот же самый жрец — «наместник богов», тот, кто общается с духами — имеет огромнейшую власть над верующими. К жрецам прислушиваются, просят совета, просят избавления от напасти и засухи. Жрец имеет влияние, потому что ему «дан дар». Если жрец скажет, что средство против засухи — это большое количество подарков для жреца от населения, то все пойдут и будут дарить ему подарки. Вот он регулятивный аспект религии. Об этом ещё писал Малиновский. Он утверждал, что люди используют «колдовство», когда не могут полностью подчинить себе обстоятельства, от них не зависящие.

Это же мы видим и в других религиях, отошедших от анимизма и тотемизма. Помимо «лёгкого единовластия и авторитета» у «жреца», вера в единого Бога интегрирует людей в религиозные группы, влияющие на поведение общества, а в некоторых случаях и государства. А если в каждом регионе свой Бог или идол, то контролировать людей сложнее. Ведь религиозные нравственные установки у племени А могут идти вразрез с установками племени Б. Соответственно, если вождь А объединит два племени под разными религиями он не сможет контролировать племя Б, так не будет авторитетным для него ( он же придерживается другой религии), и все будут недовольны. Сложно управлять «разнородной массой, где каждый верит в сотню богов». Нужна была религия с одним богом, чтобы сплотить народ, усилить власть князя. С появлением единой веры, помимо усиления влияния князя, повысился контроль над землями. Людям стало легче «вкладывать в голову необходимые идеи и убеждения», следовательно, легче контролировать и понимать, чего они хотят и как их заставить.

Поэтому лучше ввести единую религию.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Идея о бренности земной жизни, которая предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти, утверждает идею равенства людей перед Богом.

Международное политическое значения принятия христианства также велико. Русь, отвергнув язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились (породнились с самой сильной державой того времени — с Византией, нашли себе поддержу в случае войн, встали в один ряд с другими христианскими государствами).

Я согласна с автором высказывания. Религия — это, прежде всего, мощный регулятор. Религия (особенно в 10-15 веке) может направить людей на определённые нормы и правила. При наличии единой религии легче контролировать общественную жизнь, так как люди, обязанные выполнять одни и те же предписанные религиозные требования, сравнивают общественную и личную жизнь с этими требованиями. Как позже напишет Дюркгейм, религия не только отражает структуру общества, но и укрепляет его, концентрируя внимание и надежды людей на общих верованиях и объектах поклонения. Эта объединяющая функция наглядно проявляется в исполнении ритуалов. А Карл Маркс дополнит: религия для него — это оружие классового господства. И в чём-то он, безусловно, прав.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.