Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Как раскрывается тема греха и искупления в повести Н. С. Лескова и поэме Н. А. Некрасова? (Сравнительный анализ)

Повесть Н. С. Лескова “Очарованный странник” и поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” имеют множество общих тем, но одна из них меня заинтересовала более остальных. Это вопрос, касающийся греха и искупления. Для меня грех — это действие, которое отдаляет совершившего его от праведной жизни, а искупление — это дело грешника по исправлению своих нехороших поступков или по устранению их последствий.

Часто человек, которому дано право определить, является какое-либо действие грехом или искуплением, встаёт перед нелёгким выбором.

Тем не менее Н.

А. Некрасов в четвёртой части своей поэмы преподносит читателю рассказ Ионушки “О двух великих грешниках”. В нём странник повествует о Кудеяр-атамане, который много пролил со своими разбойниками “крови честных христиан”, а, когда “совесть Господь пробудил”, он отрёкся от прошлой жизни и начал просить Бога отпустить ему грехи: “Молит: грехи отпусти!” Всевышний сжалился и сказал, что “цепи греха упадут” только тогда, когда он срубит вековой дуб ножом, которым сам убивал людей. После этого Кудеяр принялся за работу. После нескольких лет к нему подъезжает пан Глуховской. Кудеяр слышал о нём “много жестокого, страшного”, поэтому решил рассказать в “поучение грешнику” свою историю, но пан только усмехнулся и изложил старцу свой взгляд на мир, закончив словами:

Сколько холопов гублю,

Мучу, пытаю и вешаю,

А поглядел бы, как сплю!

Отшельник взбесился и убил Глуховского, после чего огромное дерево упало, тем сказав, что “скатилося… бремя грехов”. То есть бывший атаман получает прощение от Бога, совершив, по заповедям, смертный грех. Этой притчей автор говорит, что народ имеет право идти к счастью путём насилия над жестокими, бесчувственными людьми. Некрасов одобряет гнев, вызванный состраданием к угнетённым, не считая его грехом, а его проявления считает искуплением.

По другому же эта тема представлена в повести Н. С Лескова. Главный герой — Иван Северьяныч Флягин на протяжении всей своей жизни грешил, к примеру, убил монаха, украл лошадь и запорол татарина Севакирея. Это далеко не полный список, но также он совершал множество благородных поступков, но осознанное желание искупить свои грехи пришло к Ивану Северьянычу только в девятнадцатой главе, в которой во время его службы на Кавказе кому-то из его отряда предстояло переплыть через реку под обстрелом неприятеля. В этот момент Флягин понимает, что другого шанса искупить свои грехи может и не быть, тогда он читает молитву и говорит в себе: “Ну, Груша, сестра моя названая, прими за себя кровь мою!”. Именно в этих словах проявилась сознательная жажда искупления. Иван Северьянович и дальше продолжит совершать грехи, но стоит заметить, что уже они будут совершаться неосознанно. Таким образом тема греха и искупления пересекается с главной тематикой творчества Лескова: становлением человека, пытающегося познать самого себя, чья душа страдает в борьбе страстей и здравого смысла.

Сегодня, когда жизнь каждого человека наполнена информационным шумом, под действием которого человек не может определить, какие действия правильны, а какие нет, люди становятся равнодушными к тому, как живёт их народ, кто они и каково их предназначение. Этой апатии настанет конец, когда мы начнём задумываться над тем, что есть грех и что может его искупить, поэтому произведения Н. С. Лескова и Н. А. Некрасова будут постоянно актуальны в нашем обществе.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.