|
Тема поэта и поэзии в лирике Маяковского (ЕГЭ по литературе)О назначении поэта и поэзии размышляет каждый настоящий поэт, пытаясь постигнуть свое жизненное предназначение, осмыслить свою миссию на этой земле. По-разному отвечали на этот вопрос Пушкин и Лермонтов, Некрасов и Блок, Ахматова и Цветаева. Свое решение проблем поэтического творчества предлагает читателям и Владимир Маяковский. В ранний (дооктябрьский) период творчества он видит назначение поэта прежде всего в том, чтобы быть вместе с людьми, напоминать им о том, что у них есть душа, что «жирные», которых он «с детства ненавидел», которые вовсе не люди, а озверевшая толпа, которой надо бросать в лицо стихи-выкрики, такие, как «Нате!», «Вам!», «Надоело!», «Ничего не понимают». Поэт должен стать «языком» «безъязыкой улицы», как пишет он в поэме «Облако в штанах». Постепенно размышления о назначении поэта и поэзии приобретают все более определенное направление, особенно в послеоктябрьский период. В стихотворении «Приказ по армии искусства» Маяковский размышляет о полезности работы поэта. Труд поэта чрезвычайно сложен, но задача, стоящая перед ним, не менее сложна. Поэт должен быть вместе с теми, «кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден», а для этого нужно новое искусство. Но, стремясь к новому, нельзя забывать и старое; вот почему появляется в творчестве Маяковского стихотворение «Юбилейное», рисующее встречу Маяковского с Пушкиным. Маяковский очень тепло относился к Пушкину, говоря о том, что он, может быть, единственный, кто жалеет о смерти Пушкина, кто «принимает» классика в день сегодняшний, считая его поэзию актуальной. Он видит свое сходство с Пушкиным, прежде всего, в удивительном жизнелюбии — в этом тоже видит Маяковский назначение поэта и поэзии. Поэзия должна быть действенной, поэт всегда впереди, на линии огня, как в бою. «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо!» — пишет Маяковский в стихотворении «Домой!». Он считает, что поэт обязан сделать все возможное, чтобы жизнь действительно стала «хороша», и жить было «хорошо», как пишет он в поэме «Хорошо!». Для этого нужны силы. И Маяковский пытается «делать» жизнь страны. Его оружие — поэзия. Стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии» (1926 г.) Маяковский борется за «качество» стиха («Послание пролетарским поэтам») и больше всего тревожится за то, «чтоб не обмелели наши души». В стихотворении «Птичка божия» Маяковский утверждает: «В наше время тот — поэт, тот — писатель, кто полезен». Вот об этой «полезности» писателя нужно сказать особо. Многие упрекали и продолжают упрекать Маяковского за то, что он растрачивал себя, свой талант на мелочи, ерунду (например, на рекламу). Маяковский писал друзьям, словно отвечая на такие обвинения: «Дураки! Маяковский исписался... Я тоже могу писать о цветах и о любви. Но ведь не время же сейчас...». Трудно сказать, прав ли Маяковский; не будем его судить, ценность его поэзии подтверждена временем: множество его произведений не потеряли своей актуальности. Они волнуют и тревожат, особенно его лирические стихи и поэмы. Итогом творчества Маяковского стала поэма «Во весь голос», к которой он успел написать лишь вступление. В нем Маяковский обращается к потомкам, рассказывая «о времени и о себе». Живой поэт говорит с нами, видя в этом свой долг. Он, «революцией мобилизованный и призванный», взвалил на себя страшный груз — говорить правду, какой бы отталкивающей она ни была. Он убеждён, что его стих дойдет до потомков. Обновлено: Опубликовал(а): Chameleonette Shadows Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|