|
Повесть Короленко «В дурном обществе» и экранизация Муратовой (Сравнительный анализ)Отчаяние, прерывистые рыдания отца, кривляния мальчишки, отзвуки дрожащего голоса: «Ты помнишь матушку? Ты помнишь матушку?» Картины завораживают, мрачные оттенки сменяются под звонкий хохот Васи. Так, задавая тон всему повествованию, начинается фильм Киры Муратовой «Среди серых камней» (1983 г.) В основу драмы была положена повесть Владимира Короленко «В дурном обществе». Перед нами разворачивается история о мальчике Васе, который, несмотря на своё социальное положение, тянется к людям низшим по материальному достатку. История о разобщённости социальных слоёв, о разобщённости отца и сына предстаёт в повести посредством описания уклада жизни разных людей и отношений внутри семьи. При прочтении повести идея автора была понятна: милосердия достойны все люди, любовь и дружба не зависят от принадлежности к тому или иному сословию. Но удалось ли донести данную идею Муратовой до зрителя? В некоторых моментах экранизация не совпадает с повестью, опущены немаловажные фрагменты, есть ряд продолжений тех сцен, которые в художественном произведении закончены. Например, в фильме присутствует заключительная сцена беседы Тыбурция с отцом Васи, исходя из которой судья понимает, что сам «заразился смертью», а Тыбурций — спаситель его души. Фильм можно охарактеризовать как нечто обрывистое, стихийное, одна сцена перемежается с другой и возникает ощущение хаотичности происходящего. Известно, что фильм подвергался цензуре, возможно, именно поэтому присутствует некоторая фрагментарность повествования. На мой взгляд, ключевые акценты в повести и в драме не совпадают. Если в повести мы видим целостную картину среды и взаимоотношений людей, то на экране сложно разглядеть ситуацию в совокупности всех факторов. В драме уклон сделан больше в сторону изображения безумного сознания. Повторяющиеся фразы о губительной силе серого камня, суетные движения представителей «дурного общества», крупный план лица отца, детей в переломные моменты и столь меткое цитирование гения русской литературы: «В той норе, во тьме печальной, гроб качается хрустальный» — всё это направлено на достижение одной цели: показать безысходность, постепенное угасание надежды и жизни. Драма пестрит глубокими, поражающими эпизодами, которые отпечатываются в сознании. Одной из таких сцен является момент, когда Маруся путает крысу с куклой. Девочка весела, она подражает движениям крысы, кружится. Также поражает своей злободневностью эпизод, когда Вася подаёт отцу маску. Маски, с которыми резвится мальчик, это не просто часть игры, это часть жизни. Образы волка и тигра ассоциируются с хищничеством, но даже под иллюзией коварной жестокости живёт любовь. Отец приподнимает маску и понимает, что обрёл утраченную связь с сыном. Отдельно стоит отметить игру актёров. Станислав Говорухин в роли отца Васи, судьи, смог передать внутреннее состояние человека, находящегося на грани, потерявшего жену и переживающего полное отчаяние. Статный, неспособный к проявлению чувств мужчина переживает личную трагедию, которая приводит его к изменению внутреннего мира. Игорю Шарапову в образе Васи удалось изобразить покинутого мальчика, своеобразного беспризорника, который следует внутренним побуждениям больше, чем общественным установкам. Также важно рассмотреть образ Маруси, который является одним из смыслообразующих в повести. Оксане Шлапак удалось не столько сыграть, сколько пережить судьбу героини в объективе камеры. Учитывая тяжёлую судьбу самой актрисы, можно сказать, что Шлапак подходит под роль Маруси как никто другой. Невозможно забыть образ ребёнка, девочки с морщинами, которая мечтает о кукле — это не просто хорошо воплощённый художественный образ, это целый ключ к понимаю замысла фильма. В каждом жесте, каждом движении Маруси присутствуют нотки гротеска, благодаря чему весь её образ берёт за душу, наталкивает на мысли о вечном. На мой взгляд, экранизация сделана качественно, после прочтения повести и просмотра фильма открывается иной уровень понимания произведения. С помощью экранизации раскрывается не только идея необходимости милосердия, но и некая обречённость обыкновенных людей, которая есть и будет существовать, пока в обществе действуют принципы разделения людей на высших и низших. Драма усиливает мотивы одиночества и безнадёжности, невозможности проникновения жизни сквозь серые камни. Фильм показался мне сложным, полным смысловых деталей, которые по-разному раскрываются при повторном просмотре. Обновлено: Опубликовал(а): GyzelMinn Внимание! Спасибо за внимание.
|
|