|
17.1 Своеобразие конфликта в романе «Герой нашего времени» (ЕГЭ по литературе)«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова — уникальный социально-психологический роман. Он интересен не только своим сюжетом, проблематикой, психологизмом, необычной композицией, но и своеобразием конфликта. В произведении Печорин сталкивается с обществом и с самим собой, из-за чего конфликт подразделяется на внешний и внутренний. Автор помещает главного героя в разные социальные среды: то Григорий Александрович представлен как офицер армии, то он общается с контрабандистами, то вращается среди дворянства. В «Княжне Мери» подробно описывается конфликт Печорина с «водяным обществом» — собирательным образом представителей местного и столичного дворянства, в поведении и жизни которого прослеживаются черты описываемой эпохи. Григорий Александрович с лёгким презрением подмечает тщательно скрываемую зависть друг к другу, любовь к сплетням, интригам. Окружающие так ничтожны, что Печорин постоянно хочет быть непохожим на них, поступать вопреки им, делать наоборот. Общество же, чувствуя отличие героя, стремится оградить от него себя и свои устои, оно не хочет принимать тех, кто хоть немного умнее, образованнее его представителей. Конфликтует Печорин не только с обществом, но и с самим собой. На протяжении романа в нём борются два человека. Григорий Александрович, с одной стороны, способен на чувства (испытывает глубокую привязанность к Вере, даже плачет после её отъезда, влюбляется в Бэлу), с другой стороны, он быстро остывает, часто холоден с женщинами, не собирается ни на ком жениться. Он неспособен к дружбе, поскольку «из двух друзей всегда один раб другого», и рабом герой быть не может, а повелевать — это «труд утомительный». Печорин не может найти себе применения, места в жизни, часто задаётся философскими вопросами: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?». Герой чувствует в себе «силы необъятные», но реализоваться не может. Он сам несчастлив и делает несчастными людей, которым не безразличен: из-за него погибает Бэла, страдают Вера и княжна Мери. Печорина ничего не держит на свете, поэтому он спокойно идёт на опасную дуэль с Грушницким, зная, что может умереть, и даже надеется уйти из жизни. «Авось где-нибудь умру на дороге! — говорит он Максиму Максимычу. Таким образом, Печорин, как типичный представитель галереи образов «лишних людей» не может найти себе места, из-за чего конфликтует и с обществом, и с самим собой. Обновлено: Опубликовал(а): Александра Александра Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|