|
Христианские тенденции в авторской концепции «Повести о разорении Рязани Батыем» 1 часть (Средние века и возрождение)1. Концепция мировосприятия древнерусских писателей 11 - 13 веков Крещение Руси было важнейшим событием в истории древнерусской культуры. С принятием христианства началось быстрое развитие письменности. Православие принесло на Русь богослужебные книги, религиозную и светскую переводную литературу. В связи с этим складывается специфическое мировоззрение древнерусского человека относительно картины происхождения мира. Происходит наложение двух религиозных верований, в результате которого образуется сложный синтез. По мнению Ю. М. Лотмана, концепция средневекового писателя основывается на сюжете сотворения мира, отождествлении человека и земли, возникает в язычестве и сохраняется с принятием христианства, о чем свидетельствует большинство жанров фольклора. Христианская вера формирует новую, но не до конца освободившуюся от влияния язычества, картину мира древнерусского человека. Под влиянием новой религии модели изображения мира незначительно преобразуются, вбирая в себя христианские образы, начинают соотноситься с божественным или дьявольским присутствием. В то же время в древнерусской литературе обнаруживается материально-предметное описание иного мира, что объясняется влиянием языческих представлений.
Языческая древность сохраняется прежде всего в устном народном творчестве — фольклоре (загадки, заговоры, заклинания, пословицы, сказки, песни). Интересно, что в былинах мотив защиты отечества дополнен мотивом защиты христианской веры.
2. Мировоззренческая концепция автора «Слова о полку Игореве» «Слово о полку Игореве — известный памятник литературы Древней Руси. В основе его сюжета лежит неудачный поход русских князей на половцев, организованный новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году. Одним из основных изучаемых вопросов «Слова» является мировоззрение автора, а также его религиозные убеждения. Доминанта взглядов на жизнь и видения мира в произведении — язычество, признаком которого выступают упоминания Велеса (покровитель сказителей и поэзии), Даждьбога (бог плодородия и солнечного света), Стрибога (бог ветра или воздуха). Упомянут Див (сверхъестественное человекоподобное существо, имеющее вид великана), который кличет вверху дерева. Великим величается Хорс (бог солнца).
Также само произведение оканчивается традиционным «аминь», что, несомненно, указывает на христианские религиозные убеждения автора. «Здравствуйте, князья и дружина, поборая за христиан полки неверные! Слава князьям, а дружине аминь!» В исследовании Д. С. Лихачева приводятся научные сведения о позициях целого ряда ученых, связанных с вопросом о религиозных воззрениях автора «Слова», которого считают либо язычником, либо христианином, либо представителем двоеверия.
Таким образом, в настоящее время существует множество мнений и точек зрения касательно мировоззрения автора «Слова о полку Игореве». Многие учёные-исследователи предполагают, что его взгляды на жизнь неукоснительно придерживались языческих идей, некоторые считают — христианских, некоторые — двоеверия. Точно можно говорить о том, что и языческая и христианская терминологии присутствуют в произведении, что указывает на богатство содержания, важность и ценность этого исторического литературного памятника. Обновлено: Опубликовал(а): Алина Саширина Внимание! Спасибо за внимание.
|
|