|
17.1. Как «Мёртвые души» Н. В. Гоголя перекликаются с «Божественной комедией» Данте? (ЕГЭ по литературе)Оценка эксперта внизу Творчество Н. В. Гоголя бесспорно занимает особое место в сокровищнице русской классической литературы. В его произведениях часто звучат и мистические, и сатирические мотивы. Особенно сильно они проявляются в поэме «Мёртвые души», одной из главных работ писателя, которая изначально задумывалась как произведение-«последователь» «Божественной комедии» Данте. В первую очередь, поэмы перекликаются в первоначальной идее и композиции. По замыслу Н. В. Гоголя произведение, как и у Данте, должно было состоять из трех томов: «Ада», «Чистилища» и «Рая», показанных на примере русского дворянства и всей общественной жизни в России 19 века. И хотя писателю не удалось воплотить свою идею в полной мере (поскольку он сжег второй том, а третий так и не был написан), в поэме так или иначе присутствуют основные концепции произведения Алигьери. Так, герой-авантюрист Павел Иванович Чичиков отправляется в длительное путешествие по русской «глубинке», в надежде скупить «мёртвые души» у провинциальных дворян, поскольку целью его существования было приобретательство, и, кроме того, «ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах». Основной мотив поэмы, мотив дороги, также повторяет композицию Данте: герой «Божественной Комедии» спускается все ниже и ниже в ад; Чичиков же проходит так называемую «галерею помещиков» (от Манилова до Плюшкина). Более того, каждый из помещиков отождествляет собой какой-либо грех. В этом проводится ещё одна параллель между поэмами: «галерея», как и воронка ада, имеет градацию описываемых пороков. Манилов — «ни в городе Богдан, ни в селе Селифан» дворянин-расточитель, чье бездействие ведет к разорению. Он часто предается мечтаниям, забывая о необходимости воплощения своих замыслов в реальность. Образ и поведение Манилова считается первой стадией омертвения души. Далее Чичиков по случайности попадает в имение Коробочки. Фамилию Настасьи Петровны можно считать говорящей, так как она олицетворяет собой скупость, негативную сторону бережливости, ограниченность сознания. Так, посетив ещё два поместья, Павел Иванович добирается до последнего героя, ставшего «прорехой на человечестве», Плюшкина. Образ Плюшкина приравнивается здесь к девятому кругу ада, поскольку рабская зависимость от собственных вещей, душевная нищета и доведение себя до уровня «полусумасшедшего скряги» являются для Н. В. Гоголя признаками низшей степени падения человеческой души. Таким образом, «Мёртвые души» перекликаются с поэмой Данте Алигьери в предполагаемом строении произведения, его композиции, мотивах, а также в изображении людских пороков и их градации. Обновлено: Опубликовал(а): Ekspert Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|