|
17.1. Какие общечеловеческие пороки воплощены в образе Хлестакова? По пьесе Н. В. Гоголя Ревизор (ЕГЭ по литературе)Произведение Н. В. Гоголя «Ревизор» является одним из важных в русской литературе 19 века. В комедии сатирически обличаются пороки людей, большей мере «власть имущих». Образ Хлестакова породил такое общечеловеческое явление, как хлестаковщина. «Хлестаков чрезвычайно оригинален, но как мало людей, в которых нет хлестаковщины» — отмечает Чернышевский. Проявлением хлестаковщины можно назвать глупость и излишнюю мечтательность героя. Иван Александрович говорит о себе, что у него «легкость необыкновенная в мыслях», это проявляется и в его поступках. Когда его принимают за «высокопоставленную особу», герой понимает, что в любое мгновенье его могут раскрыть, тем не менее, продолжает играть воображаемую роль, наслаждаясь неожиданным везением. Поступки Хлестакова абсурдны: он в недолгий промежуток времени делает предложение и Анне Андреевне, и её дочери. Причем непонятно, зачем герой делает это, ведь жениться он не собирается. Также можно провести параллель между Антоном Антоновичем Сквозник-Дмухановским и Хлестаковым, так как оба бессознательно фантазируют о будущей жизни: Хлестаков «без царя в голове» заврался на обеде и поверил в свою должность ревизора, а Городничий размечтался о переезде в Петербург и о роскошной жизни после отъезда Хлестакова в роли уже помолвленного человека на его дочери. Это говорит о том, что явление хлестаковщины глубоко сидит в сознании не только одного чиновника, но и уже проникает в мысли к другим героям. Одним из общечеловеческих пороков является стяжательство, которое также можно считать проявлением хлестаковщины. Например, Иван Александрович в сцене передачи ему взяток от чиновников в конце забирает «и подносик, и коврик», а его слуга Осип, почти пародия на своего хозяина, не брезгует забрать хотя бы веревочку. Стяжательство распространилось по всему уездному городу N: унтер-офицерская жена преследует только выгоду в виду ошибки Городничего и просит у Хлестакова возложения штрафа на руководство. Комическая фраза Антона Антоновича, что «она сама себя высекла» уже не кажется смешной: она «высекла» себя в нравственном плане. Стяжательство ради стяжательства — целая философия жизни и чиновников, и Хлестакова. Сюжет комедии строится на самом тяжелом пороке человечества — на лжи. Хлестаков невольно обманывает чиновников в том, что он ревизор, а они только рады обманываться, ведь сами являются лгунами. Апогея лживости Хлестаков достигает во время обеда у Городничего. Не контролируя себя, он кичится выдуманным чином, присваивает себе произведения иностранных писателей и утверждает, что «с Пушкиным на дружеской ноге». При этом его монолог кажется абсурдным, особенно когда он якобы вспоминает беседу с великим писателем: «Ну как, брат Пушкин?» — «Да так, брат…». Иван Александрович обманывает не только чиновников, но и самого себя, живет в выдуманной реальности. Кажется, что обман в городе будет царить вечно, но Гоголь дарует надежду читателю: притворство Хлестакова раскрывается, а настоящий ревизор уже требует к себе Городничего. Чиновники больше не способны лгать, и, возможно, они ответят за свои поступки по закону. Хлестаков стал неким невольным обличителем пороков людей. Таким образом, хлестаковщина является главной темой «Ревизора», которую автор раскрывает через призму сатиры и через образ Хлестакова. Фамилия Ивана Александровича дает намек на то, что общечеловеческие пороки в комедии будут разоблачены и наказаны, ведь слово «хлыст» в каком-то смысле означает орудие для осуществления кары. И когда-нибудь правда в уездном городе N восторжествует. Обновлено: Опубликовал(а): Алина Паташова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|