|
Образы Наполеона и Кутузова в «Войне и мире» (Толстой Лев Н.)Центральные образы романа "Война и мир" — Наполеон и Кутузов. В них писатель воплотил два типа мировоззрения, восприятия жизни. Одно — несущее добро другим, с высокими, чистыми стремлениями, второе — эгоистичное, тщеславное. Герои противопоставляются не только как государственные деятели, но и как незаурядные личности. Художественное преувеличение заставило Л. Н. Толстого несколько отступить от правды, но исторические факты не искажены. Кутузов — народный полководец, избранный против воли государя. Он оправдал ожидания простых людей, верит в мужество армии, своё основное предназначение видит в поддержке солдат. Он не забывает соратников войны 1805-1807 годов: вспомнил, как князь Андрей побежал впереди всех со знаменем в руках в Аустерлицком сражении. Безусловно, это очень важно. Это человек, весь посвятивший себя служению родине. Он не думает ни о милости императора, ни о каких-либо выдвижениях и наградах, только о том, как помочь стране. Он дорожит людьми, заботится о благополучии солдат: внимательно осматривает состояние их амуниции, одежды, обуви, силу духа. Л. Н. Толстой видит силу Кутузова в том, что он понял мудрость войны — не личности вершат историю, а огромные массы людей. Поэтому часто Кутузов показан отстраненным, сонным, никогда не спорит с другими, а спокойно и отвергает их планы. Это спокойствие помогает ему видеть картину в целом, более объективно, не вступать в придворные интриги. В трудную минуту он решается взять на себя всю тяжесть решения оставить Москву неприятелю. Конечно, все остальные в штабе были против него, видели в этом поражение для России. И только Кутузов смотрел далеко вперед и понимал, что вражеская армия разойдётся в чужом городе. Это решение стало спасением России. Наполеон — противоположность Кутузова, словно они на разных полюсах. Наполеон уверен в своем величии, считает себя незаурядным человеком. Многочисленные победы армии делают его жертвой завышенных ожиданий, он чувствует потребность оправдывать, снова и снова подтверждать свой статус. Он стремится добиваться определенных целей, как бы расставляя галочки. Это приводит к тому, что он стремительно движется вглубь незнакомой страны и покоряет столицу, но совершенно забывает о тыле. Своими завоеваниями он собирает овации, ему этого достаточно. Он совершенно не ценит человеческую жизнь, для него солдаты — безликие фигуры на его шахматной доске. Чем больше погибших — тем грандиознее свершение. Он словно живёт на сцене, понимая, что все его действия — достояние многочисленных биографов. Описание его утреннего одевания занимает много страниц, вся его жизнь состоит из ритуалов. Также он мнит себя талантливым военачальником, все решения принимает единолично. Это не позволяет ему прислушиваться к советам других людей, более опытных или осведомленных, поэтому часто его распоряжения невыполнимы, руководят начальники на местах. Но вся слава, волей случая, достается ему. Во время Бородинского сражения он показан больным, у него случился насморк. Л. Н. Толстой показывает, как эта деталь становится в устах историков оправданием его поражения, а поражение в этом сражении становится причиной неудачи во всей войне. Это пример того, что что не Наполеон вершит историю. Первое сражение подкосило его уверенность, отсутствие делегации москвичей сбило с толку, ударило по гордости. Растеряв самоуверенность, он открыл слабость, распустил армию. Даже сам, не подумав, разрешил мародерствовать, чтобы устроить солдат. Так же плохо его разрешение вывозиться на повозках, например. Итак, Наполеон и Кутузов — противоположные типы полководцев. Кутузов становится духом народа, он понимает народ, посвящает себя только спасению России, поэтому одерживает победу. Наполеон же преследует корыстные, эгоистичные цели — слава, величие, поклонение. Поэтому при первом колебании его авторитета он лишается поддержки армии — у людей нет личной заинтересованности в войне. В произведении Л. Н. Толстой развенчал культ личности Наполеона, столько превозносимый историками, показал его сокровенные цели и обратную сторону его величия — жестокую, бессмысленную войну. Кутузова же он, единственного, считает поистине великим человеком, именно тем, кто в трудную минуту смог собрать все силы страны и разумно руководить ими. Обновлено: Опубликовал(а): Юлия Рекетова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|