|
Вы здесь: Критика24.ру › Гоголь Н. В.
Образ Хлестакова в произведении Н. В. Гоголя "Ревизор" (Гоголь Н. В.)«Ревизор» Н. В. Гоголя - это по-настоящему гениальное, исключительное произведение, комизм в котором создаётся комическим подтекстом социального конфликта той эпохи. Характеры героев пьесы, созданные писателем, очень реалистичны, и являются они самым правдивым олицетворением своего времени. Остановимся около портрета главного героя комедии - Ивана Александровича Хлестакова и определим те самые крупинки, из которых складывал писатель своего героя. Не случайно фигурой номер один в произведении является уже упомянутый Хлестаков - один из наиболее выразительных образов, что создал Гоголь. Отличие характера Хлестакова от других, подобных ему героев-плутишек, лжецов, волокит, которые осмеивались и другими авторами, состоит в его многосложности: все вышеназванные качества объединены в целом общественном явлении, которое получило в дальнейшем название хлестаковщины. Присмотревшись к образу главного персонажа, понимаешь, что всё, что бы ни случалось с Хлестаковым, происходит будто бы помимо его воли. Хлестаков, который не имеет представлений о морали, о добре и зле, о чести и бесчестии, изворачиваясь, способен на какую угодно подлость, он совершенно спокойно переходит от унижения к высокомерию, гордыне. Герой весьма подвержен чужому влиянию, его характер очень непостоянен, изменчив. Да и жизненные цели-то его невероятно низкие: он все время только что и делает, что просаживает деньги родителей на развлечения. А по-другому и быть не может: ведь у него «легкость необыкновенная в мыслях». Всеми его выходками заправляют тщеславие, высокомерие, заносчивость, надменность. Фантасмагоричная сцена вранья Хлестакова на приеме у городничего более всего вырисовывает свойственное Хлестакову желание показать себя как человека высокопоставленного. Сам Гоголь охарактеризовал Хлестакова как человека "без царя в голове", как человека "пустейшего", который "говорит и действует без всякого соображения". Так вот в присутствии женщин эти его качества проявляются с особой силой. Это из-за этих двух прелестных дам - Анны Андреевны и Марьи Антоновны он в считанные минуты вырастает из простого служащего до чиновника, которого очень любезно принимают даже в царском дворце. Он входит во вкус, все более свыкаясь с новой ролью. А ведь сделали его уважаемым чиновником те извращенные отношения, которые имеют друг к другу окружающие его люди. И на самом деле, всё, что бы он ни делал, делал он без всякого соображения. Увлёкшись враньём, он дает полную волю своей суматошной фантазии, именно так проявляются его жалкая натура и опустившаяся душа. Исчезновение Хлестакова окутано тайной — пропал “бог весть куда”. Всё верно, это же лишь особое видение, порожденное страхом чиновников и их грязной совестью. Не зря подчёркнуто символическое значение "немой сцены” в конце произведения, когда чиновники узнают о том, что прибывает, собственно, самый настоящий ревизор: это тема справедливости, совершения правосудия и заслуженного наказания. Ложь, в которую верит сам лгун, рождается так естественно и наивно, что и окружающие люди оказались неспособны опровергнуть её. Ложь, доходящая до абсурда - это и есть та самая Хлестаковщина. Во всех героях комедии, да и во многих из нас есть часть хлестаковщины. Потому Иван Андреевич и занимает центральное место в произведении, что черты его характера свойственны многим людям в той или иной степени. Они юмористичны, лишь когда собраны воедино и осмеяны. В абсурдном поведении главного героя комедии есть своя логика. Он поступал по подобию тех, кого видел вокруг. Потому-то жизнь эпохи и отразилась в “Ревизоре” с великой силой, а герои комедии стали теми образами, которые помогают нам понять общественные явления того времени. Обновлено: Опубликовал(а): _Svetik_ Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|