|
Вы здесь: Критика24.ру › Некрасов Н. А.
Анализ стихотворения «Влас» (Некрасов Н. А.)
Говорят, великим грешником Был он прежде…; Говорят, ему видение Всё мерещилось в бреду. И уж, конечно, «дядя Влас» — слово, «пропущенное» через народное сознание. Поэтому важно, что и «великим праведником» Влас становится в народном представлении. Влас — не грешник, превратившийся чудесным образом в праведника, а грешник, просящий прощения и прощаемый. «Крещеная Русь» всеотзывчива, она хранит «живую связь» с каждым: И дают, дают прохожие… Кто знает, сколько этих Власов бродит, сколько бродило и сколько ещё будет бродить — и «в зимушку студеную», и «в летние жары». Хронотопическая структура стихотворения указывает на всевременность и бесконечность странствий Власа. Сюжет стихотворения, эпически расширяясь в последнем четверостишии, уходит вглубь веков и простирается далеко в будущее: Так из лепты трудовой Вырастают храмы Божии По лицу земли родной. Это эпическое обобщение укоренено в вековой истории православной Руси – преемственницы византийской храмовой культуры. Вся древневизантийская земля покрывалась золотыми куполами. Само странствие Власа во имя Божьего дела – собрать на храм – вековая черта христианина, жизненный путь которого всегда направлен ввысь, к небу, в ущерб земному. Мотив построения храма повторяется в стихотворении по-библейски трижды: Просит он на Божий храм; И сбирать на построение Храма Божьего пошёл и в конце: Вызывая Русь крещёную На посильные дары. Только не три дня, а уж тридцать лет. В вековом восточно-христианском пути, на котором основан сюжет стихотворения, есть и нечто глубоко национальное, именно русское. Такие «сюжеты» часто являла сама российская действительность. Крестьянин, о котором здесь говорится, конечно, не прототип Власа, но в рассказе простого русского мужика Некрасов уловил вековую неустроенность русской жизни, неприкаянность русской души, странствующей по просторам необъятной родины. Эта душа «полна скорбью неутешною» не только по себе, но по всем душам, вечно ищущим, вечно находящимся «в пути». Вместе с тем в странствии Власа намечается и некий исход этой скорби, преодоление неустроенности. Ведь «добровольное мученичество» Власа не только во имя искупления греха, но и во имя дела для народа. Влас сбирает на построение храма, а значит хочет подарить частичку света, зажегшегося в его душе, другим, он несет свет в мир. Свет этот – символ сопричастности души Власа другим душам, открытости его сердца навстречу сердцам других. И будет еще долго жить «Русь крещеная», пока будут странствовать Власы, пока будут вырастать храмы Божии, объединяя под своим куполом одинокие бесприютные души. Обновлено: Опубликовал(а): Наталья Кладова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|