|
Тема поэта и поэзии в лирике Н. А. Некрасова (ЕГЭ по литературе)Поэзия — важная составляющая творчества человека, посвятившего свою жизнь литературе. В произведениях она находит своё отражение в самых необычных и уникальных образах. Поэты видят её буквально во всем, как в ясном солнечном дне, так и в тяжелых беспросветных временах. Н. А. Некрасов не стал исключением — разительное количество лирических произведений посвящено теме поэта и поэзии. Но, конечно, в его исполнении она приобрела особые черты среди которых тесная связь с темой жизни народа. Ценители русской классики и по сей день называют Николая Алексеевича “народным поэтом”. И это не удивительно, поскольку большая часть его стихотворений так или иначе затрагивает бытие простых людей. По мере того, как писатель обращался к новым и новым темам в своих размышлениях, в большинстве случаев он обдумывал их сквозь призму проблемы угнетенных. Несомненно, тема поэзии была одной из главенствующих в его творчестве, однако он не мог закрыть глаза на то, что волновало его больше всего. Давайте обратимся к некоторым из стихотворений Некрасова, чтобы проиллюстрировать все сказанное ранее. В качестве первого примера мы проанализируем произведение “Вчерашний день, часу в шестом…”. Незамысловатое повествование, чем-то напоминающее дружескую беседу поэта с читателем, указывает на обыденность происходящего. Безэмоциональное перечисление фактов в первой строчке показывает то, что лирический герой преподносит столь ужасное событие как простое явление, которое не является чем-то исключительным. Стихотворение построено на приеме метафоры — мучающейся крестьянки и музы, к которой обращается герой. Муза в данном произведении несет в себе образ поэзии, верной спутницы повествователя. Подобно наказуемой она испытывает страшные мучения, и бич её — люди, которые в ней врага. Как итог она подвергается жесткой цензуре, цель которой — скрыть от читателя истинное положение вещей. Чтобы показать то, насколько сильны удары кнута, Николай Алексеевич использует прием олицетворения (“Лишь бич свистал, играя…”). В данном стихотворении тесно переплетены темы поэзии и народного бедствия. Некрасов показывает, что в тот момент под угрозой находилось не только искусство, обличающее ложь, но и простые люди, что судьба — покорятся человеку “высшего статуса”, в руках которого власть и кнут. Поэт же в данной ситуации — свидетель того, что происходит в обществе. Его цель - помочь людям, однако руки его связаны, поскольку его главное оружие — поэзия находится по давлением цензуры. Следующее стихотворение, на которое я бы хотела обратить внимание — “О Муза! я у двери гроба!”. Здесь лирический герой снова обращается к образу женщины-воплощению поэзии. Однако данное произведение пропитано эмоциями. Многократное использование восклицаний (“О Муза! я у двери гроба!”, “Не плачь!”) говорит читателю о том, что поэт находится в тяжелом состоянии. То же самое можно сказать и о прекрасной музе, чье тело “бледное, в крови” от постоянных терзаний. Несмотря на то, через какие испытания он проходит, в его сердце остается надежда на то, что в мире еще остались “честные сердца”, люди, разделяющие его мысли и идеи. Герой верит, что его предназначение, как и его поэзии, — попытаться помочь объединиться “живому, кровному союзу” ради общего блага. И хотя он видит, какие страдания приносит жизнь поэзии, он просит её не печалиться, а продолжать бороться. Так, “О Муза! я у двери гроба!” снова показывает читателю то, насколько тяжела жизнь поэта в условиях жесткой цензуры. Здесь же Николай Алексеевич провозглашает его главную цель как творца литературы. Последнее произведение, которое мы затронем, — “Элегия”. Главная тема — предназначение поэзии в жизни общества. Здесь, как и в предыдущих стихотворениях, она тесно переплетена со “страданиями народа”, который поэт сравнивает с “тощим стадом”, покорствующего “бичам”. Лирический герой признается, что он был бы рад, если бы тема людских бед стала устаревшей, однако реальность доказывает обратное. Цель лиры — служить людям и доносить правду о их настоящей жизни, которая не имеет особого значение для “сильных мира сего”. Композиционно стихотворение делится на 4 строфы, каждая из которых подобна исповеди поэта о его мечте и насущных трудностях, одна из которых — безразличие тех, кому он посвящает стихи. Особую роль Николай Алексеевич отвел ей в последней строфе, которая начинается с описания прекрасного пейзажа. Используя прием олицетворения (“Ей вторят долы, нивы…”, “И лес откликнулся…”, “Природа внемлет мне…”), Некрасов показывает, что сама природы диктует поэту то, о чем необходимо писать. Но, пытаясь достучатся до людей, он остается неуслышанным. Мы не можем точно предположить, что стало причиной такого “ответа” — безразличие народа или его необразованность. Поэт завершает свою исповедь умолчанием “Увы! не внемлет он — и не дает ответа…”, цель которого — оставить читателя на перепутье, заставить задуматься о том, какова же судьба поэта и поэзии в будущем. Таким образом, тема творчества и творца занимает значительное место в поэзии Николая Алексеевича. Главной его особенностью является тесное переплетение с темой народа, которая красной нитью проходит сквозь все творчество Некрасова. Лирические герои стремятся показать то, как тяжело приходится поэту и его “лире” в условиях цензуры. Обновлено: Опубликовал(а): Genium23 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|