Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Какова роль второстепенных персонажей в «Недоросле»? Пример (ЕГЭ по литературе)

9 из 14
Оценка эксперта внизу

Денис Иванович Фонвизин — классик Русской литературы. Одним из его наиболее значимых произведений является комедия “Недоросль”.

На мой взгляд, автор хотел не просто показать, но и высмеять нравственные качества дворянского общества во времена правления Екатерины Великой. Делает он это на примере семьи Простаковых-Скотининых. Чтобы продемонстрировать их во всей красе, автор вводит таких второстепенных персонажей, как: портной Тришка, кормилица Ермеевна, учителя недоросля Митрофанушки - Цыфиркин, Кутейкин, Вральман и муж госпожи Простаковой — Терентий. Автор подробно описывает читателю бытовые сцены, где дворяне жестоко обращаются с крепостными, показывают свою необразованность и невоспитанность. Чтобы разобраться в значении второстепенных персонажей, обратимся к анализу текста.

Для начала рассмотрим крепостных поместья Простаковых-Скотининых. Комедия начинается с разговора портного-самоучки Тришки с госпожой Простаковой.

Помещица попрекает своего крепостного за неумение сшить кафтана для её недоросля, за что бранит его такими словами, как "скот", "воровская харя" и "болван". Далее мы видим верную своим господам кормилицу Ермеевну, которая также поддаётся нападкам со стороны уже не только Простаковой, но и её сына Митрофана. Первая называет её "собачьей дочерью", а второй за то, что она просит его "поучится хоть немножко" оскорбляет её "старой хрычовкой". Однако не только крепостные терпят жестокое обращение, член семьи Терентий Простаков — муж помещицы и отец Митрофанушки, также подвергается нападкам с их стороны. Госпожа Простакова обращается с ним точно также, как и со своими слугами. "Сын матери" недалеко от неё уходит, он совершенно не уважает своего отца и ни во что его не ставит. Заметим, что крепостных она также избивает. Если Тришка ещё достойно держит себя в общении с помещицей, то другие два второстепенных героя совсем не изъявляют никакого противостояния злонравию, а только рабски терпят и прислуживают матери с сыном. Комедия составлена по всем канонам, которые присущи классицизму- главному течению 18 века. Поэтому читателю не представляется трудным составление психологического портрета героев, поскольку они делятся на положительны и отрицательных. Простакова и Митрофанушка относятся ко второй категории персонажей. Именно на их примере отношения к данным второстепенным героям читатель чётко видит такие пороки дворян, как невоспитанность и злонравие.

Далее, уже за счёт учителей недоросля раскрывается ещё один аспект комедии — невежество. Поскольку Митрофанушка является дворянином, то по тогдашних законам, для того, чтобы пойти на службу, ему необходимо получить хоть какое-то образование. Именно поэтому матушка нанимает "учителей" для недоросля: Цыфиркина, Кутейкина и Вральмана. В ходе комедии читатель понимает, что преподаватели не имеют как такового образования и почти ничему не учат Митрофана. Это видно из сцены экзамена героя. На вопрос о том, что он знает о грамматике, недоросль уверенно отвечает "много", "существительна да прилагательна". Точно с таким же комизмом описывается вся сцена экзамена, который Митрофанушка с треском проваливает. Однако ни он, ни его мать совершенно не печалятся этим. Это следует из реплики Простаковой: "без наук люди живут и жили". К сожалению, большинство представителей дворянства того времени не до конца понимало истинное предназначение образования. Ведь видит помещица Простакова в нём что-то, помимо приказа свыше, когда говорит, что Митрофан "может выбьется в люди", получив образование.

Таким образом, роль второстепенных героев комедии "Недоросль" является одной из ключевых. На крепостных поместья и муже Простаковой показано жестокое отношение госпожи и её сына. На учителях — полное отсутствие образованности и не понимание её истинного предназначения. Фонвизин удачно показал в комедии читателю невежество, невоспитанность и злонравие дворянского общества 18 века. Однако ничего смешного в ней нет, всё это — очень серьёзные человеческие пороки, с которыми идёт нескончаемая битва и по сей день.

Обновлено:
Опубликовал(а):
Оценка эксперта:

4. Композиционная цельность и логичность

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, но есть нарушение смысловой связи частей сочинения: (1 из 3)

вступление написано не на заданную тему (несмотря на то что вступление - вводная часть, "вводить" нужно все равно именно в рассуждения на конкретную тему, а не о комедии Фонвизина вообще); фрагмент:

Комедия составлена по всем канонам, которые присущи классицизму- главному течению 18 века. Поэтому читателю не представляется трудным составление психологического портрета героев, поскольку они делятся на положительны и отрицательных. Простакова и Митрофанушка относятся ко второй категории персонажей.

должен быть перед первой частью рассуждений, так как эта первая часть (о крепостных и муже Простаковой) также раскрывает процитированные положения.

В отрывке:

К сожалению, большинство представителей дворянства того времени не до конца понимало истинное предназначение образования. Ведь видит помещица Простакова в нём что-то, помимо приказа свыше, когда говорит, что Митрофан "может выбьется в люди", получив образование.

нарушена логическая связь между предложениями: второе не является подтверждением первого, скорее, наоборот, опровержением.

5. Соблюдение речевых норм

Допущено 11 речевых ошибок (0 из 3)

1-2. В предложении:

Чтобы продемонстрировать их во всей красе, автор вводит таких второстепенных персонажей, как: портной Тришка, кормилица Ермеевна, учителя недоросля Митрофанушки - Цыфиркин, Кутейкин, Вральман и муж госпожи

во-первых, разговорное выражение "во всей красе"; во-вторых, неправильное употребление местоимения "их" (которое должно замещать слово "семья" из предыдущего предложения); если же оно замещает всех представителей данной семьи, то неправильно дальше в ряд перечисления включать мужа Простаковой, который также член семьи.

3. В предложении:

Далее мы видим верную своим господам кормилицу Ермеевну, которая также поддаётся нападкам со стороны уже не только Простаковой, но и её сына Митрофана.

нарушена лексическая сочетаемость слов; нужно: подвергается нападкам.

4. Повтор местоимения в предложении:

Первая называет её "собачьей дочерью", а второй за то, что она просит его "поучится хоть немножко" оскорбляет её "старой хрычовкой".

Во втором случае не нужно использовать местоимение вовсе.

5. Некорректное выражение с точки зрения литературоведения в предложении:

Далее, уже за счёт учителей недоросля раскрывается ещё один аспект комедии — невежество.

Стоит использовать выражение "через образы учителей".

6. Стилистическая ошибка в предложении:

Поскольку Митрофанушка является дворянином, то по тогдашних законам, для того, чтобы пойти на службу, ему необходимо получить хоть какое-то образование.

Слово "тогдашний",написанное еще и с неправильным окончанием, является разговорным.

7-8. Неправильная падежная форма местоимения и повтор местоимения в рядом стоящих предложениях:

Однако ни он, ни его мать совершенно не печалятся этим. Это следует из реплики Простаковой: "без наук люди живут и жили".

Печалиться можно только из-за чего-то / по поводу чего-то (но не чем).

9-10. Повтор однокоренных слов в предложениях:

На крепостных поместья и муже Простаковой показано жестокое отношение госпожи и её сына. На учителях — полное отсутствие образованности и не понимание её истинного предназначения. Фонвизин удачно показал в комедии читателю невежество, невоспитанность и злонравие дворянского общества 18 века.

Кроме того, неправильная конструкция "показано на ком-то..."; показать можно, например, через отношение героев к кому-то / через образы ...

11. Неудачное использование местоимения:

Однако ничего смешного в ней нет, всё это — очень серьёзные человеческие пороки, с которыми идёт нескончаемая битва и по сей день.

В чем - в ней? В невоспитанности или в комедии?

*Много пунктуационных ошибок (их наличие не оценивается в баллах, но сильно портит общее впечатление от работы).

Итог: 9 баллов из 14.


Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.