|
Почему для Тютчева природа — «сфинкс»? (ЕГЭ по литературе)“Природа — сфинкс...” Эта строка — одна из тех, которые сразу приходят на ум после упоминания Тютчева, и не зря: тема природы — центральная в его творчестве, творчестве созерцателя-экзистенциалиста. Всё окружающее для него — живой организм, в нем заключена дикая, хаотичная энергия, он дышит и чувствует. Но почему для поэта природа стала сфинксом? Всё вокруг — тлен, лишь сфинкс незыблемо стоит тысячелетиями, бесстрастно взирая на все происходящее вокруг, в природе “невозмутимый строй во всём”, она — “природа-мать”, прародительница всего живого. В мире для Тютчева столкнулись хаос и космос, разрушение и спокойствие, и в их конфликте есть лишь одному мирозданию известная гармония. В нём всё просто, но непостижимо для смертного разума. Но человек и природа остаются едины, стирается грань: “Дума за думой, волна за волной, /Два проявленья стихии одной”. Сущность “сфинкса” парадоксальна для обывателя: “загадки нет и не было у ней”, но она всё равно остается неизвестна, полна мистики для него. Сфинкс, первоначально являя собой порождение мифов, был полон загадок, будучи сакральным символом в египетской культуре. Он — обозначение неразделимости человеческого и природного, ведь и человек — плод мироздания, дитя противостояния хаоса и космоса, о чем нередко говорит и Тютчев, наделяя природу человеческими качествами, а человека — “природными”. Но между ними иногда возникает конфликт, “разлад”, и “душа поёт не то, что море”; человек осознает, что, “царь земли”, лишён крыльев и “прирос к земли”. Итак, в сомнениях, терзаниях всего полнее познается мир — это знал и Тютчев. Даже он, певец природы, мог в ней усомниться, но не отрицал того, что “матерью-природой” был создан, и потому неустанно наблюдал за нею и восхищался, пытаясь угадать её загадку. Обновлено: Опубликовал(а): lyner Внимание! Спасибо за внимание.
|
|