Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Основные темы лирики М. Ю. Лермонтова (Лермонтов М. Ю.)

Ключевой темой всего творчества М. Ю. Лермонтова является тема одиночества, которая включает в себя несколько мотивов: печали, отверженности, изгнания и поиска пристанища. Многие утверждают, что Лермонтов — поэт другой эпохи. Ведь лирический герой Лермонтова — это герой эпохи романтизма, человек выдающийся, избранный, не такой как все, непонятый, гонимый всеми. Он бежит от толпы, как изгнанник.

Как и у многих русских поэтов одна из основных тем — тема природы. Её картины автор изображает всегда по-разному.

Все они пронизаны чувствами самого героя. Особенно много стихотворений он посвятил Кавказу. Иллюстрируя красоту природы то в спокойном, то в буйном состоянии, Лермонтов доказывает, что он — сильный человек, который ничего не боится. Вообще все его стихотворения связаны с собственными чувствами и ощущениями. В них часто заметна грусть, тоска, одиночество, чем радость и веселье. Герой — сам Лермонтов любит размышлять на серьезные темы. Природа может быть в его творчестве самостоятельным образом.

Поэт, часто обращаясь к Отечественной истории, призывал искать идеалы, считал, что истинные герои — люди, способные служить своему Отечеству. Обращаясь также и к современности, он говорил в основном о пустых судьбах своего поколения. В качестве подтверждения его слов, приведем пример стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружен». Несмотря на то, что мы знаем данное произведение по первой строчке, оно не имеет названия. Но у него есть очень яркий эпиграф «1 января». Стихотворение вышло в свет после новогоднего бала-маскарада в 1840 году. Лермонтов на тот момент уже опалён, он скандально-известен. Самый сильный враг — Николай I. Он узнал в этом стихотворении свое близкое окружение. Главная тема — «жизненный маскарад», разоблачение «лживого, лицемерного светского общества». «Здесь люди не люди», «это приличьем стянутые маски». Поэт делит произведение на два мира. Один из них наполнен «образами бездушных людей», а другой мечтами. Не желая видеть этой толпы общества, лирический герой посвящает свои мысли воспоминаниям, которые вызывают у него тоску. Одновременно поэт мечтает об одиночестве, уединении. Однако, опомнившись «понимает, что всё это лишь воображение и мечты». Он зол на всех людей, находящихся на празднике, не разделяет с ними веселье, и хочет «бросить им в глаза железный стих». Сравнивая концовки стихотворений «Смерть поэта» и «Как часто пестрою толпою окружен…», мы можем найти сходство. В первом поэт говорит о том, что суд Божий видит всё. Лирический герой осуждает людей, которые убили Пушкина, но говорит, что Бог — судья. «Смерть поэта» — это почти единственное стихотворение, в котором автор обвиняет и открыто осуждает власть. А во втором случае, Лермонтов лишь желает «смутить общество», ему хочется оскорбить этих светских людей, но он не делает этого.

Любовь в лирике поэта всегда представляется несчастной, неразделенной. Избранница его всегда горда и непреступна. Стихотворения полны горечи, желчи. Строки, обращенные к ней, всегда содержат в себе укор и обиду. От девушки он ждет взаимопонимания, душевного тепла, духовной близости, но никогда не находит этого.

Мотив избранности — ведущий мотив темы назначения поэта и его поэзии. Поэт — это избранник Божий, который увы, ещё сам не знает в чем его предназначение. Здесь же можно найти мотив ранней смерти. Лермонтов говорит, что ум его мало что успеет сделать, он предчувствует свою кончину.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.