|
Вы здесь: Критика24.ру › Лермонтов М. Ю.
Основные темы лирики М. Ю. Лермонтова (Лермонтов М. Ю.)Ключевой темой всего творчества М. Ю. Лермонтова является тема одиночества, которая включает в себя несколько мотивов: печали, отверженности, изгнания и поиска пристанища. Многие утверждают, что Лермонтов — поэт другой эпохи. Ведь лирический герой Лермонтова — это герой эпохи романтизма, человек выдающийся, избранный, не такой как все, непонятый, гонимый всеми. Он бежит от толпы, как изгнанник. Как и у многих русских поэтов одна из основных тем — тема природы. Её картины автор изображает всегда по-разному. Все они пронизаны чувствами самого героя. Особенно много стихотворений он посвятил Кавказу. Иллюстрируя красоту природы то в спокойном, то в буйном состоянии, Лермонтов доказывает, что он — сильный человек, который ничего не боится. Вообще все его стихотворения связаны с собственными чувствами и ощущениями. В них часто заметна грусть, тоска, одиночество, чем радость и веселье. Герой — сам Лермонтов любит размышлять на серьезные темы. Природа может быть в его творчестве самостоятельным образом. Поэт, часто обращаясь к Отечественной истории, призывал искать идеалы, считал, что истинные герои — люди, способные служить своему Отечеству. Обращаясь также и к современности, он говорил в основном о пустых судьбах своего поколения. В качестве подтверждения его слов, приведем пример стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружен». Несмотря на то, что мы знаем данное произведение по первой строчке, оно не имеет названия. Но у него есть очень яркий эпиграф «1 января». Стихотворение вышло в свет после новогоднего бала-маскарада в 1840 году. Лермонтов на тот момент уже опалён, он скандально-известен. Самый сильный враг — Николай I. Он узнал в этом стихотворении свое близкое окружение. Главная тема — «жизненный маскарад», разоблачение «лживого, лицемерного светского общества». «Здесь люди не люди», «это приличьем стянутые маски». Поэт делит произведение на два мира. Один из них наполнен «образами бездушных людей», а другой мечтами. Не желая видеть этой толпы общества, лирический герой посвящает свои мысли воспоминаниям, которые вызывают у него тоску. Одновременно поэт мечтает об одиночестве, уединении. Однако, опомнившись «понимает, что всё это лишь воображение и мечты». Он зол на всех людей, находящихся на празднике, не разделяет с ними веселье, и хочет «бросить им в глаза железный стих». Сравнивая концовки стихотворений «Смерть поэта» и «Как часто пестрою толпою окружен…», мы можем найти сходство. В первом поэт говорит о том, что суд Божий видит всё. Лирический герой осуждает людей, которые убили Пушкина, но говорит, что Бог — судья. «Смерть поэта» — это почти единственное стихотворение, в котором автор обвиняет и открыто осуждает власть. А во втором случае, Лермонтов лишь желает «смутить общество», ему хочется оскорбить этих светских людей, но он не делает этого. Любовь в лирике поэта всегда представляется несчастной, неразделенной. Избранница его всегда горда и непреступна. Стихотворения полны горечи, желчи. Строки, обращенные к ней, всегда содержат в себе укор и обиду. От девушки он ждет взаимопонимания, душевного тепла, духовной близости, но никогда не находит этого. Мотив избранности — ведущий мотив темы назначения поэта и его поэзии. Поэт — это избранник Божий, который увы, ещё сам не знает в чем его предназначение. Здесь же можно найти мотив ранней смерти. Лермонтов говорит, что ум его мало что успеет сделать, он предчувствует свою кончину. Обновлено: Опубликовал(а): LENAMSU Внимание! Спасибо за внимание.
|
|