|
Вы здесь: Критика24.ру › Лермонтов М. Ю.
Основные темы и образы лирики М. Ю. Лермонтова (Лермонтов М. Ю.)1. Образ МАСКИ двойственен: с одной стороны, он символизирует притворство и неискренности, светских условностей, с другой — обманчивую мечту. Под маской с равнозначным успехом может скрываться душевная пустота и мелочные расчеты или же кокетство красавицы. ("Из-под таинственной холодной полумаски", "Как часто пестрою толпою окружен"). 2. Любовь и умиротворение в восприятии лирического героя соотносится с небом и Богом, с природой ("Когда волнуется желтеющая нива", "Молитва"). 3. Не испытывая иллюзий по отношению к современности Лермонтов обращается к истории и другим легендам, стремясь найти в них образы сильных личностей и романтические сюжеты. В прошлом России и других стран Лермонтов пытается найти героические образы, которые не видит в повседневной жизни. ("Бородино", "Песня про...купца Калашникова", "Мцыри"). 4. Мотив тоски и разочарования, усталости звучит в поздней лирике Лермонтова ("Дума", "Выхожу один я на дорогу", "И скучно, и грустно"). 5. Тема смерти является пророческой. Лирический герой Лермонтова убеждается в нереальности осуществления счастья при жизни ("Сон", "Выхожу один я на дорогу"). 6. Картины природы подчеркивают и усиливают значение переживаний лирического героя. Природа выступает то как неисчерпаемый источник духовного обновления человека, то как зеркало, в котором отражаются страдания одинокой души. ("Выхожу один я на дорогу", "Когда волнуется желтеющая нива"). 7. Любовная лирика. У Лермонтова чувство зачастую непонято, безответно. Разлад между мечтой и реальностью оказывается убийственным для божественного чувства, разрушает его без остатка. ("Нищий") 8. Одиночество в лирике Лермонтова связано с темой незаурядной личности, которая противопоставляет себя обществу, чувствует отчужденность. Она замыкается в своем одиночестве, откуда его не может вывести даже любовь ("И скучно, и грустно"). Лирический герой теряет гармонию с собой. 9. Обращение к образу Байрона усиливает трагические мотивы одиночества лирического героя Лермонтова. ("Нет, я не Байрон, я другой"). 10. Тема высокого назначения поэта всегда соотносится с трагической судьбой незаурядной личности. ("Поэт", "Пророк", "Смерть поэта"). За едкой иронией в сторону толпы, которая не может понять поэта, скрывается боль за прекрасную страну и народ, ввергнутый в нищету и унижения (гражданская тема — "Родина"). Обновлено: Опубликовал(а): Мария(ЕГЭ по литературе) Внимание! Спасибо за внимание.
|
|