Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Народные характеры в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Некрасов Н. А.)

Ещё народу русскому

Пределы не поставлены…

Н. А. Некрасов

Имя Николая Алексеевича Некрасова бесконечно дорого каждому, кто любит родину, её людей, поэзию, жизнь. Именно в поэзии Некрасова я нахожу всё то, чего нам так не хватает в жизни: светлую веру в народ, его возможности и гордость за него. Большую роль в миссии «очеловечения» людей играет поэма «Кому на Руси жить хорошо», потому что она «говорит» народом, он в ней главное действующее лицо. Даже язык поэмы, полный речевых оборотов, пословиц, русских песен, «выдает» ее глубокий народный характер.

Некрасов начал поэму вскоре после «освобождения» крестьян в 1861 году.

Единственный вопрос неотступно преследовал поэта: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?». И он даёт ответ в своей поэме: …на место сетей крепостных Люди придумали много иных…

В центре своей эпопее о народе автор поставил Савелия, «богатыря святорусского». Прежде всего, богатырь Савелий — частица многомиллионного «мужицкого царства». Но есть нечто, что разнит его с основной массой. Это нечто — могучая сила, недаром он сравнивается с медведем-сохатым:

Савелий — защитник народа, бунтарь. За свой гордый характер, неприязнь к насилию он был отправлен в острог, в Буй — город. Этот край непроходимых болот и дремучих лесов прекрасно аккомпанирует могучим характерам мужиков. Но Савелий не только бунтарь, он еще и своеобразный философ. Его раздумья о богатырском всепрощающем терпении народа звучат трагично:

А потому терпели мы,

Что мы — богатыри.

В том богатырство русское.

Но его молитва носит земной характер:

За всё страдное русское

Крестьянство я молюсь!

Некрасов не просто рисует богатырство Савелия, но и показывает, на чем это богатырство основано: ум, воля складываются в испытаниях. «…Клейменый, да не раб,» — говорит Савелий.

По убеждению Некрасова, таких богатырей в русском народе — миллионы:

Савелий интересен ещё и тем, что он сопровождает образ не менее важный — образ матери.

Для поэта мать всегда была началом всех начал, несла в себе только светлую миссию. Даже родина у Некрасова неизменно соединена с образом матери. «родиной — матерью», «матушкой Русью», называет поэт Россию. И образ Матрёны Тимофеевны Корчагиной, одни из ярчайших народных характеров в поэме, раскрывается, прежде всего, как образ матери.

Голос Матрёны Корчагиной — это голос всех женщин России. Она даже не говорит, а чаще поет, рассказывая в песнях о тяжелой доле русских женщин. Поэт старается хоть чем-то помочь этой женщине, вынесшей и смерть маленького сына, и рекрутство мужа. Но с горечью осознает, что сделать это почти невозможно. Зная, что лишь во сне она получает некоторое успокоение, Некрасов с болью в сердце произносит:

Усни, многокручинная! ...

Усни, многострадальная! ...

Матрёна Тимофеевна уверенно подводит итог женскому счастью:

Не дело — между бабами

Счастливую искать! …

Рядом с Савелием и Матреной Корчагиной встают в поэме привлекательные образы русских крестьян. Таков, например, Яким Нагой в главе «Пьяная ночь». Здесь автор прямо открывает картину крестьянства в редкие часы отдыха:

Дорога стоголосая

Гудит! Что море синее,

Смолкает, подымается

Народная молва.

Народ — пьяная, невежественная толпа, но и народ — умница предстает здесь. Этому народы вынесен приговор:

Умны крестьяне русские,

Однако нехорошо,

Что пьют до одурения…

И приговор этот тут же опровергается словом, рожденным в народе. Произнёс его народный заступник Яким Нагой. Созданием своей силы и величия проникнуты его слова:

Не белоручки нежные,

А люди мы великие

В работе и в гульбе! …

Портрет этого «добра молодца» пугает нас своей правдивостью:

Не менее емкий и важный образ перед нами в главе «Счастливые». Слышится горькая ирония Некрасова, потому что эта глава о несчастных людях:

…Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями,

Проваливай домой!

Несмотря на это, автор рисует человека, которому соответствует название «счастливый». Это деревенский праведник Ермил Гирин. Автор повествует о том, как купец Алтынников с помощью подьячих пытается перекупить у Ермилы «сиротскую мельницу». Это не просто аукцион, но и единоборство богатыря с миром расчета и наживы:

Пошло у них сражение:

Купец его копейкою, А тот его рублем.

И как всякий народный герой, Ермил Гирин обретает живительную силу в народе. Мир правды побеждает врага:

Народ здесь выступает не как безвольная масса, а как сила, способная, чудо сотворить.

И на пост бурмистра Ермил был выдвинут народом:

Герой не проходит мимо искушения. Он принес дело правды и справедливости в угоду собственному благополучию. Но «благополучия» не получилось, потому что такие люди, как Гирин, не способны обманывать и лгать. Над Ермилом вершится особое правосудие — народное осуждение и народный приговор.

Заканчивается поэма светлым настроением, мажором, несмотря на то, что тема далека от радости. Этому во многом способствует образ Гриши Добросклонова, образ светлой юности и светлого будущего. В нем, бедном дьячке, семинаристе, угадывается будущий революционер — народник, борец за свободу людей. Даже какое-то сходство с Добролюбовым намечено здесь не зря. Труден путь народных «посланцев»:

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

И тем не менее Гриша Добросклонов истинно счастливый человек, потому что счастье свое видит в служении своему народу. Для него:

Доля народа,

Счастье его

Свет и свобода

Прежде всего!

Рассказав о невыносимом страдании русского народа, Некрасов запел в конце поэмы песни о свободе, вложив эти песни в уста Гриши Добросклонова:

Русь не шелохнется,

Русь — как убитая!

А загорелась в ней

Искра сокрытая…

Нетрудно догадаться, о какой «искре сокрытой» говорит поэт, ведь «издревле Русь спасалась народными порывами». Этот порыв Некрасов ждал от своего народа, которому верил, которому предрекал роль освободителя России, которому посвятил свою поэму — откровение.

Поэт понимал, что своего последнего слова народ ещё не сказал. Она в будущем. Поэмой «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов приближал это будущее, когда каждому человеку жить на Руси будет светло и радостно.

Творение Некрасова — это живительный источник терпения, большого гуманизма, уверенности и оптимизма, а главное, веры в Россию и её людей.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.