|
Бывают ли обстоятельства, когда человеку можно пойти против совести? Аргументы М. А. Шолохов «Судьба человека», В. Г. Короленко «Дети подземелья» (Итоговое сочинение (декабрьское))Совесть — это способность человека формулировать нравственные правила и требовать от себя их выполнения. Жить по совести — значит жить честно: уважать других людей, трудиться, не лгать, не воровать, любить свою семью. Но иногда бывают обстоятельства, когда человек вынужден идти против совести. Это порой связано с необходимостью помочь другому человеку, с желанием спасти ему жизнь. В таком случае просто нет иного выхода. Проблема совести и нравственного выбора освещается во многих произведениях русской литературы. Так, читая рассказ Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека», мы понимаем, что пойти против совести и совершить убийство человек может в экстремальной ситуации, когда возникает необходимость выбирать из двух зол меньшее. Главный герой произведения Андрей Соколов проходит через такое испытание. Во время Великой Отечественной войны он попал в плен. Ночью в старой церкви стал свидетелем разговора, из которого понял, что молоденькому взводному угрожает опасность. «Мордатый парень» по фамилии Крыжнев говорит своему бывшему командиру, что отвечать за него перед немцами не будет и завтра утром первым укажет на взводного, если начнут выкликать командиров, комиссаров и евреев. И Соколов делает выбор. Впервые он убивает человека, да ещё своего. А потом сам себя переубеждает: «Да какой же он свой? Он же хуже чужого, предатель!» Тяжело было главному герою нарушить нравственное правило «Не убий!». Ему «стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки помыть, будто … не человека, а какого-то гада ползучего душил»… Но всё же избавление от смерти мальчишки — взводного помогает Андрею справиться с переживаниями, связанными с тем, что он лишил жизни человека, да ещё и не в бою, а во время сна. Да, страшно лишить жизни кого бы то ни было. Но герой совершает поступок против совести, чтобы спасти жизнь беззащитному. К сожалению, возникают иногда такие ситуации, и выйти из них нужно достойно, взвесив все «за» и «против». У Андрея Соколова это получилось. И подтверждением его правоты является и то, что утром из двухсот человек пленных не нашлось ни одного, кто бы выдал коммунистов или евреев, и то, что пока не разлучили до Познани Андрея и взводного, тот « возле… держался и в первый день нет-нет да и пожмет руку» своему спасителю в знак благодарности. Пойти против совести — значит поступить с учётом особых обстоятельств, сделать всё для спасения того, кто с тобой рядом. Мысль об этом звучит и в повести Владимира Галактионовича Короленко «Дети подземелья». Автор описывает ситуацию, когда даже воровство можно оправдать. Главный герой — Вася, сын судьи. У него умерла мама, отношения с отцом не складываются. Появление новых друзей — Валека и Маруси, бездомных ребятишек из «дурного общества» — помогает справиться с душевным одиночеством. Общаясь с ними, Вася попадает в ситуацию нравственного выбора, когда нужно решить для себя вопрос: как поступить правильно? Можно ли пойти против совести и нарушить нормы, известные всем? Именно об этом размышляет мальчишка. Валек принес для Маруси украденную у торговки булку, потому что сестра была голодна. Вася осуждает друга. Девятилетний мальчик говорит «в грустном раздумье»: «Воровать нехорошо». Валек объясняет причину воровства обыкновенным голосом: «Наши все ушли... Маруся плакала, потому что она была голодна». Это заставляет Васю задуматься о том, что же правильно и честно в этом мире. Ведь и сам он берет дома яблоки без спроса, значит — крадёт у своего отца. Валек считает, что это ещё хуже. Про себя бездомный друг с уверенностью говорит: «Я никогда не ворую у своего отца». У Васи появилось «новое болезненное чувство», он «горько плакал», так как не мог сам себе ответить на мучившие его вопросы. Вот почему к чистому чувству детской дружеской привязанности «примешалась острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли». И всё же в нем побеждает человечность и сочувствие к несчастным бездомным друзьям. Чуть ли не в первый раз в жизни Вася солгал, отвечая на вопрос отца о том, где он был. Ему казалось, что изменит новым друзьям, если скажет отцу правду. Ведь они нарушают закон, а его отец судья. Кроме того, он дал им слово хранить в тайне знакомство с «дурным обществом». Мальчик чувствовал: если бы он «изменил им, нарушив данное слово, то не мог бы при встрече поднять на них глаза». Он пытается помочь заболевшей Марусе — приносит куклу Сони, подарок умершей матери. Судья обвинил сына в воровстве, когда узнал об этом. Объяснение в кабинете отца — это разговор о совести и честности, о том, что нельзя нарушать правила. Пан Тыбурций говорит, что Вася «не сделал ничего дурного». И отец это тоже понял. Обеты, которые Вася и Соня дают на могилке Маруси, показывают, что они стали честными людьми и будут жить по совести, хотя Вася и мучился оттого, что нарушил нравственный закон. Всё же в жизни возможны особые обстоятельства, когда важнее всех правил являются доброта и помощь страдающим и обездоленным. Таким образом, на примере героев из произведений Шолохова и Короленко мы видим, что совесть помогает человеку сделать правильный выбор в соответствии с нормами и правилами, которые существуют в обществе и которых придерживаются другие люди. Но иногда нужно честно разобраться в себе самом, проанализировать собственные поступки, найти тонкую грань между добром и злом. Порой приходится поступиться своими принципами и пойти против совести, если нужно спасти человека от смерти, голода, насилия. Конечно, будет мучительно больно, стыдно и тяжело… Совесть будет мучить… Оправданием может быть только то, что ты сделал что-то хорошее для других. Обновлено: Опубликовал(а): 19601910 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|