|
Бывают ли обстоятельства, когда человеку можно пойти против совести? Аргументы Н. А. Некрасов «Еду ли ночью по улице темной...», В. Г. Короленко «В дурном обществе» (Итоговое сочинение (декабрьское))Не раз мне приходилось слышать выражение: «Следуй своей совести». А что это значит? Я думаю, ответ вытекает из самого понятия совести. Совесть — это, говоря словами немецкого философа И. Канта, «закон, живущий в нас». Она помогает нам осознать, что является правильным в той или иной ситуации, и поступать в соответствии с этим пониманием. Кто принимает решение, какой поступок является правильным или неправильным? Только мы сами! Только мы должны принимать решения и только мы несем за них ответственность. Нельзя слепо следовать чьим-то указаниям. Так как же мы используем наше нравственное сознание? Каков путь принятия правильного решения? Часто в спорах о нравственности люди спрашивают: "Всегда ли нужно поступать по совести?". Трудно однозначно ответить на этот вопрос. Мне кажется, просто надо прислушаться к своему внутреннему голосу, который помогает нам принять решение в той или иной конкретной ситуации. И тогда, я думаю, можно будет понять те обстоятельства, когда человек идет против совести. В художественной литературе есть произведения, когда герой, встав перед выбором: «по совести» или «против неё», выбирает второе. В качестве первого аргумента обращусь к стихотворению Н. А. Некрасова «Еду ли ночью по улице темной...». Автор последовательно показывает, какие тяжелые испытания выпадают га долю главной героини: нищая жизнь в родительском доме со злобным и угрюмым отцом, «замуж пошла — другого любя», муж выпал «недобрый на долю: с бешеным нравом, с тяжелой рукой». Но не сломило это нашу героиню, не покорилась она судьбе, «ушла на волю». Необходимо было иметь мужество, чтобы разорвать цепи церковного брака, ведь разводы в те времена практически были невозможны. А это говорит о её сильном, решительном и свободолюбивом характере. Но и дальнейшая жизнь не принесла ей счастья: снова голод и холод, новый, теперь уже безвольный муж, которому удобно быть больным, смерть ребенка. Нищета такая, что гробик купить ребенку не за что. Мужчина-добытчик сидит бездействуя, со стороны наблюдая, как женщина мечется, согревая дыханьем своим ручки умирающего ребенка, а потом и вовсе задремал. На кого надеяться ей? Понимая всю безысходность положения, она, «принарядившись как будто к венцу», уходит из дома и через час приносит «гробик для сына и ужин отцу». Женщина пошла против совести: продала свое тело. В её вынужденном падении читается огромная сила духа, ведь она продаёт самое сокровенное, буквально отрекаясь от себя. Она только что потеряла единственного ребёнка, сама была «бледна и слаба», но всё же не могла позволить мужу умереть от голода, а сына оставить без достойного последнего приюта. Автор потрясен благородством души русской женщины, её мужественным, хотя и некрасивым с точки зрения общественной морали поступком. А вот другой герой, который в силу обстоятельств пошёл против совести, и порицать его за это, я считаю, нельзя. С детства нам внушают мысль, что взять что-либо без разрешения сродни воровству. А наш герой это стал делать почти каждый день. Речь идет о Васе — главном герое повести В. Г. Короленко «В дурном обществе». Однажды он знакомится с нищими детьми, вынужденными жить на кладбище в подземелье. Городу — этой огромной, безликой, равнодушной массе — нет никакого дела до этих несчастных. Только восьмилетний Вася проникся к ним сочувствием и жалостью. Их судьба глубоко потрясла мальчика. А когда узнал, что Валек и Тыбурций воруют провизию на рынке, чтобы накормить голодную и больную Марусю, он никому ничего не сказал. А это разве не поступок против совести: покрывать того, кто ворует? Ведь он уже давно знал, что с воровством "соединяется презрение”. Но мало того, что покрывал, так он и сам стал носить им яблоки из своего сада, а потом принес и куклу сестры — подарок умершей матери. По сути он эту куклу тоже украл, о чем и сказал ему его отец. Но мальчик поступил так, чтобы не лишить своего «маленького друга первой и последней радости её недолгой жизни». Таким образом, мы видим, что мир полон противоречий. В этом Васе приходится не один раз убеждаться. Он давно знал, что "воровать нехорошо”, но в то же время мальчик видит, что те, кто ворует, необязательно плохие люди. Вот и ворующий Валек стал ему как брат, и до боли в сердце было жалко Марусю. Итак, мы видим, что жизнь каждого может поставить перед выбором, поступить по совести или по зову сердца. Как поступить — решаем сами, а оправдывать или наказывать нас за это решение будет наша совесть. Обновлено: Опубликовал(а): Ната Тов. Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|