|
Кто Чацкий – победитель или побежденный? (Литература XIX века)«Судьба, проказница — шалунья, Определила так сама: Всем глупым — счастье от безумья, Всем умным — горе от ума» Александр Иванович Полежаев.
Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова. Произведение Грибоедова есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира. В основе комедии лежит противостояние представителей двух лагерей – «века нынешнего» и «века минувшего», а ко всему прочему, через всё произведение проходит тонкая любовная линия между Чацким и Софьей. Александр Андреевич Чацкий олицетворяет «век нынешний». Главная роль, конечно, его, он представитель новых, прогрессивных взглядов на устройство русской жизни. Чацкий искренний и горячий деятель, речь его кипит умом, он весел, умён и остёр, в груди у него пылает факел, сжигающий всё вокруг. По другую сторону баррикад находится целый лагерь Фамусовых и всей братии. Они паразиты, изумительно начертанные великими талантами, как болезненные порождения отжившего века. Всё фамусовское общество считает за людей лишь богатых и в чинах господ. Они готовы прислуживаться, лицемерить и всему тому подобное, у таких людей и намёка нет на искренность. На протяжении всех четырёх действий герои двух лагерей ведут словесную дуэль, борьбу за существование. Так кем же по итогу битв за любовь и за своё мнение стал Чацкий – победителем или побеждённым?
Начну с любовной линии. Чацкий пытается выяснить, кто же мил Софье Павловне – дочери Фамусова. Я могу совершенно точно сказать, что в любви Чацкий явно не преуспел. Он любит серьёзно, видя в Софье будущую жену, но он слишком увлечён борьбой с устаревшими взглядами и обычаями. Чацкий умён, образован, но всё-таки Софья выбирает неприятного Молчалина, почему же? Молчалин, при видимом проигрыше Чацкому по основным позициям, говорит Софье исключительно то, что она хочет услышать, а за такое умение дочь Фамусова готова закрыть глаза на маленькие недостатки, тогда как до нелепого честный главный герой не стесняясь рубит с плеча, мало думая о последствиях и о самой Софье. В любви Чацкий проигрывает, но что же с борьбой против узколобого дворянского общества Москвы?
Чацкого роль – роль страдательная, хотя она в то же время и всегда победительная. Он не узнает о своей победе, он лишь посеял зёрна раздора своими обличительными монологами, а пожинать будут другие – и в этом главное страдание, то есть в безнадёжности успеха. Хоть и тогда его никто не понял, все смеялись над ним и считали сумасшедшим, он является настоящим победителем, хотя бы потому, что остался верен своим убеждениям, а это самое главное в такой борьбе.
Увозя с собой «мильон терзаний» Чацкий в расстроенных чувствах пока не понимает, что дал трещину дворянскому обществу, которая со времен разрастётся, и Россия измениться в лучшую сторону. Обновлено: Опубликовал(а): Somatek Внимание! Спасибо за внимание.
|
|