Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Сравнение образа города в произведениях «Ревизор» и «Мертвые души» (Гоголь Н. В.)

Всю пошлость обывательской жизни в своих произведениях «Ревизор» и «Мёртвые души» Гоголь раскрывает через образ города, который занимает ключевое место в идейном содержании этих произведений.

Что есть вообще город для Гоголя? В чем особенность раскрытия образа города в творчестве этого самобытного, смелого и незаурядного художника слова? Гоголь рассматривает город как государство Российское в миниатюре, как фантасмагоричную карикатуру на бюрократическое государство. И как в любой карикатуре, здесь есть место иронии, сарказму.

Гоголь говорит о том, что любому месту в России были присущи черты этих городов. Не зря ведь автор не дает им названия, символизируя этим типичность и города, и городской жизни, и его жителей.

Возможна трактовка образа города в духе религиозно-философской притчи.

Город — это наша душа, чиновники — это гибельные страсти, настоящий ревизор — совесть, а Хлестаков — мнимая, «ветреная, светская» совесть. Таким образом, с этой точки зрения город рассматривается как символ внутреннего мира человека — такой взгляд есть в христианской религии, вспомнить хотя бы Содом и Гоморру. Сам Гоголь писал своему близкому другу, блистательному актеру М. С. Щепкину о таком толковании темы города. Вообще, во всем творчестве великого писателя библейские мотивы просматриваются очень явно.

Особо хочется отметить то, как автор описывает течение времени в своих городах. Оно не бежит-торопится, оно как бы тянется, как липкий сироп, а персонажи напоминают мух, застрявших в этом тягучем сиропе и даже не пытающихся выбраться из него. Каждый городок — место циклического бытового времени. Время лишено здесь поступательного исторического хода... С появлением мнимого ревизора (или Чичикова) цикличность оказалась взорванной, события пошли по возрастающей линии, возникла история, остановленная "немой сценой", а в «Мертвых душах» — бегством героя.

Пьесу «Ревизор» Гоголь написал в 1835 году, «Мёртвые души» написаны несколькими годами позднее. Это произведение не только написано в жанре романа, оно значительно объемнее и многограннее.

Именно поэтому образ города в данном произведении рисуется полнее и изобилует яркими деталями. Гоголь- мастер детали, она у него приобретает некую самостоятельность, автономность, начинает жить какой-то своей жизнью, словно и не подчиняясь автору. И хотя в «Ревизоре» автор отводит достаточно места для описания уездного городка: «Везде беспорядок, грязь, воровство. Так и видишь больных в грязных колпаках, курящих крепкий табак, которые очень смахивают на кузнецов.», однако мы не увидим здесь такого множества ярких пятен и отталкивающих деталей.

В отличие от пьесы, в романе Гоголь вводит в «живой» круг жителей города простых крестьян. В «Ревизоре» простой народ безлик, его присутствие в городке подразумевается, но никак не затрагивается. В «Мертвых душах» автор не обходит вниманием простых крестьян, однако, он совершенно не выделяет живых представителей народа из толпы безнравственных маниловых, он ставит простой народ на один уровень с ними. Автор описывает их пьяными и невежественными.

Таким образом, образы этих двух городов, несмотря на то, что отличаются деталями, идейно схожи и наделены общими типологическими чертами. В своем творчестве Гоголь уделяет важное место теме города, поскольку именно через этот образ раскрывает философское содержание своих произведений.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.