Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Нужна ли чрезмерная строгость в воспитании ребёнка? По тексту А. П. Чехова (ЕГЭ по русскому)

Нужна ли чрезмерная строгость в воспитании ребёнка? Именно над таким вопросом задается автор.

Данную проблему мы наблюдаем в тексте А. П. Чехова, в которой жестокое обращение проявляет преподаватель латинского языка Петр Демьяныч, который приучает котенка ловить мышей. Этот маленький белый комочек ещё не подозревает, что его ждет в скором времени. А Пётр Демьяныч не ждал и особо не церемонился: за хвост, ухо, шею хватал, тыкал мордочкой в мышеловку и как только не обзывал несчастное животное. В процессе такого воспитания «потомок тигров» превратился в трусливого кота, который, увидев мышь, «ощетинился, зашипел и, задрожав всем телом, малодушно пустился в бегство».

Хотели вырастить ловкого и бесстрашного, а получили «трусишку». Излишнее давление со стороны учителя вызвало отвращение к предмету приучения.

В контексте описанной ситуации рассказчик доносит до нас и собственную историю: «Подобно котенку, в свое время я имел честь учиться у дядюшки — латинскому языку». Да, снова тот самый учитель, который с такой же строгостью, криками воспитывает и своего племянника. Сталкиваясь с латинским, рассказчику сразу вспоминается грозный образ Петра Демьяныча. Безусловно, здесь напрашивается аналогия. Рассказчик, как и его меньший брат по несчастью, старается избежать того, чему когда-то насильно и без удовольствия учился. Обратный эффект повторяется.

Можно полагать, что авторская позиция здесь завуалирована под словами рассказчика, который становится образом А. П. Чехова. Заметно, как повествователь сочувствует маленькому «худому, как щепка» комочку шерсти, а об уже повзрослевшем котёнке с нежностью говорит: «мой герой». Мыслями рассказчика автор сравнивает себя с этим запуганным животным, калькируя последствия собственного опыта. Так он выражает свое мнение: жестокость к воспитанникам создает негативную атмосферу, в которой преобладает страх, а затем нежелание соприкасаться с предметом возникшей фобии.

С мнением А. П. Чехова нельзя не согласиться. Отвращение. Именно это чувство как рассказчик, так и котенок испытывают на подсознательном уровне. Ум ребенка восприимчив. Потому важно преподносить материал в положительной коннотации, дабы не вызвать у воспитанника тот самый обратный эффект, как это сделал Петр Демьяныч. Конечно, это не единственный пример в литературе. Так, повесть «Мартышка» Франсуа Мориака показывает, что излишняя строгость и даже насильственные действия в воспитании могут могут привести к более трагичным последствиям. Главный герой Гийу, которого мать называет «Мартышкой», постоянно наблюдает скандалы в семье и жестокость родительницы по отношению к нему, от чего на ум мальчика приходит навязчивая мысль о самоубийстве. В этой ситуации отвращение вызвано не к определённому предмету, а к жизни и себе в целом. Мальчик думает, что мешает родителям, ощущает свою ненужность, решаясь на столь отчаянный шаг…

Жестокость, насилие, страх. А что дальше? Последствия такого воспитания могут остановиться на стадии патологической фобии, но могут и перерости в нечто ужасное, вроде детского самоубийства. Одно понятно: нужно быть добрым, понимающим, особенно по отношению к восприимчивым и любознательным умам, которые только начинают путь своего формирования. И может быть тогда эти «трусы», «мартышки», «канальи», не чувствуя презрения общества, не ощущая над собой влияние грозных учителей, сделают шаг навстречу своим страхам и наконец-то перестанут бояться воды, скинув обидные ярлыки.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.