|
Романтическое двоемирие в творчестве В. А. Жуковского (ЕГЭ по литературе)«Жуковский — это литературный Колумб России, открывший ей Америку романтизма» — писал Белинский. Действительно, направление пришло в страну благодаря интересу писателя к зарубежным балладам. Отдельное внимание как признаку романтизма он уделял романтическому двоемирию. Рассмотрим его на примере элегии «Море». Сюжет стихотворения прост: показана смена состояний моря — от относительно спокойного, мирного к бушующему и тревожащемуся. Однако образные приемы делают картину ярче, живее. Эпитеты «безмолвное», «лазурное» вкупе с метафорой «над бездной твоей» говорят о необъятности, непостижимости, таинственности. Море тянет к себе «далекое, светлое небо». Оно есть его мечта, то манящее «там», которого не в силах достигнуть, хотя, казалось бы, то находится так близко, что может отразиться в нем. Преграда в виде «темных туч» добавляет тревог. Даже, отвоевав в итоге небо, море не может быть уверено в победе. В этом проявляется романтическое двоемирие Жуковского: в желании быть «там», но оставаться «здесь». Также важно наличие лирического героя. Его восприятие моря — отражение собственных чувств и мыслей; это он стремится и желает, но не может достичь. Так писателем раскрывается конфликт между мечтой и реальностью. Другим примером может стать единственная самостоятельная баллада Жуковского — «Светлана». Действие разворачивается во время святок. Главная героиня ждет своего жениха, уже не веря, что тот вернется. Подруги предлагают ей узнать, с кем суждено быть судьбой с помощью гаданья. Девушка, усомнившись в предписанном Богом, совершает ночью ритуал и таким образом пересекает границу, попадая из своего мира в нижний. За нарушение Божьей воли Светлана терпит наказание: «Одинокая, впотьмах, / Брошена от друга, / В страшных девица местах; / Вкруг метель и вьюга.». И спасает её опять же только возвращение к вере, чистой силе — признание своих ошибок («Пред иконой пала в прах, / Спасу помолилась…»). Признав свои ошибки, она получает освобождение от кошмара и , очнувшись, находит жениха. В данном случае Светлана сбилась с пути и выбирает сторону, которая не может принести ей счастье. Только искупление грехов возвращает все на свои места: позволяет покинуть ужасное «здесь» и найти прекрасное «там» в мире и согласии с возлюбленным. Как завершает произведении Жуковский: «Вот баллады толк моей: / «Лучший друг нам в жизни сей / Вера в провиденье. / Благ зиждителя закон: / Здесь несчастье — лживый сон; / Счастье — пробужденье»». Таким образом, можно заключить, что романтическое двоемирие Жуковского несколько нетипично. В нем можно найти дополнительный подтекст и так же надеться на счастливый исход, что отличает его от других писателей-романтиков. Обновлено: Опубликовал(а): Арсений Соснов Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|