|
12.1 Принцип романтического двоемирия в творчестве В. А. Жуковского (ЕГЭ по литературе)Василий Андреевич Жуковский в своих произведениях активно использовал принцип романтического двоемирия — ощущения глубокого разрыва между идеалом и действительностью. Его герои стремятся к миру мечты, хотят убежать от серой, гнетущей и пошлой жизни, так как чувствуют себя одинокими и несчастными. На примере баллады «Светлана» и элегического стихотворения «Море» рассмотрим, как автору удалось передать переживания героев. Композиция баллады «Светлана» основана на антитезе: здесь отображена борьба любви и смерти, дня и ночи, реальности и фантазий. В экспозиции описывается святочное рождественское гадание, во время которого главная героиня Светлана «молчалива и грустна» из-за переживаний о разлуке: «Милый друг далёко». Её мучают мысли о женихе, поэтому она садится к зеркалу, чтобы погадать. Используя традиционный для литературы прием сновидений, Жуковский вводит в произведение двоемирие: другая реальность даёт Светлане ответы на её вопросы. Утреннее пробуждение после «лживого сна» приносит Светлане облегчение и радость. Нельзя не отметить такие символы, как луна и ночь: в это время границы между «своим» и «чужим» миром становятся открытыми для пересечения. Кони являются «проводниками» в другую реальность, а вьюга и метель обозначают спутанность в сознании. Счастливый финал сглаживает противоречие между сном и реальностью. Элегия «Море» Жуковского также содержит принципы романтического двоемирия. Автор акцентирует внимание на образе моря и неба. Море, наполненное «тревожною думою» и «смятенной любовью», стремится на волю, тянется к «золотым облакам». Риторические вопросы побуждают к философским мыслям о смысле жизни: «Чем дышит твоя напряженная грудь?». Море символизирует человека, стремящегося к идеалу, справедливости и счастью. Для него ясное светлое небо — мир свободы, и он готов противостоять всему, «рвать» и «терзать враждебную мглу» ради своей мечты. Таким образом, Василий Андреевич Жуковский в балладе «Светлана» и элегии «Море» последовательно отразил все принципы романтического двоемирия. В произведениях прослеживается четкое деление на два мира. В балладе «Светлана» добро и зло, горе и счастье резко противопоставлены. В элегии «Море» Жуковский воспел самые узнаваемые символы для романтиков — море и небо — как воплощение свободы. Обновлено: Опубликовал(а): Дарья Куклина Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|