|
«В рыночной экономике любая вещь имеет цену, но ничто не имеет ценности» — Ж. И. Кусто (ЕГЭ обществознание)Идея данного высказывания Ж. И. Кусто, французского изобретателя и учёного, заключается в том, что в рыночной экономике, в которой существует рыночный механизм (спрос, предложение и цена), цена не всегда соответствует ценности товара. Зачастую производители необъективно оценивают свой товар и намеренно завышают цена, тем самым делая разрыв между стоимостью и «полезностью», «качественностью» товара. Для более подробного рассмотрения данной проблемы, необходимо обратиться к самому понятию «экономика» — это отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Главная проблема экономики — это диспропорция между ростом потребления ресурсом и их запасами, наиболее эффективно эту проблему решает такой тип хозяйственной деятельности, как рыночная экономика, для которой характерно следующее — господство частной собственности, экономическая свобода потребителя и производителя, свободные рыночные цены, рыночный механизм (цена, спрос и предложение). Мы живем в условиях глобализации, в постиндустриальном обществе, где основным сектором экономики является производство средств массового потребления. Благодаря научно-технической революции, мы можем концентрировать усилия для открытия новых научных открытий, которые внедряются в экономику. Благодаря науки происходит рационализации всего процесса производства, люди научились создать необходимые материалы с уже заданными свойствами. Однако, помимо очевидных плюсов, нельзя не сказать об одном из существенном минусе — некачественные образцы массового потребления, которые заполняют рынок. Стремление предпринимателей получить как можно больше прибыли с наименьшими затратами, приводит к тому, что они не всегда честно подходят к производству своего товара или к проверке его качества. В таких условиях, когда государство в экономике в основном решает социальные вопросы и производство общественных благ и когда оно не влияет на ценовую политику рынка (за исключением особых товаров), производитель сам определяет цену своего товара. Всё это, в свою очередь, уже приводит к тому, что потребитель становится беззащитным на рынке — он не может с точностью определить качество товара, не использовав или не опробовав его. Из-за существующего стереотипа в обществе, что высокая цена равняются высокому качеству товара, он невольно начинает покупать то, что дороже, надеясь оправдать свою дорогостоящую покупку хорошим качество товара. Однако, как можно понять, потребитель в итоге может сильно разочароваться. Таким образом, в современном обществе остро стоит проблема потребления, так как мир поставил человека в условия, когда полезность и качество товара он может оценить не по цене и агрессивной рекламе, а только после применения его по назначению. Проблему обесценивая вещей и особой уязвимости человека перед недобросовестными предпринимателями, поднимали в свое время различные писатели. Так, Михаил Булгаков, знаменитый русский классик, в произведении «Мастер и Маргарита» описывает очень интересный эпизоде в варьете. Воланд со своей свитой дают представления, показывая неискушенным москвичам фокусы. В один момент из-под купола начинают лететь пачки денег, чуть позже свита Воланда призывает всех сидящих в зале дам обменять свои истёртые платья на новенькие заграничные, которое в СССР в том время были в дефиците. Опьянённые такой беспрецедентной выгодой, ведь найти заграничный товар в тридцатых годах, причем раздаваемый почти за бесценок, было сенсационным событием, девушки бросились срочно переодеваться за ширмами, без раздумья отдавая свою старую одежду. Однако, когда представление закончилось, и Воланд пропал, одежда, которую многие женщины получили от него, исчезла, впрочем, как и деньги, падающие с крыши. Этот эпизод показывает, что ценность товара нельзя определить ни ценой, ни рекламой, которая соблазняет человека, ослепляет его. И что в погоне за вещями, можно потерять то немногое, что качественное, что есть у человека. Именно поэтому проблема рационального потребление очень остро стоит в современно обществе. Но что же делать? Для начала, потребитель должен рационально вести себя в экономическом поле. Таким образом, потребитель должен быть крайне аккуратен, совершая экономические действия, ему необходимо рационально подходить к собственным сбережением. Примерами рационального поведения потребителя служат выходцы из крестьян в России, которые смогли своим упорным трудом, рациональным подходом к собственным сбережениям сколотить небольшие суммы, а потом даже наладить собственный бизнес. Свой капитал он пускал в дело и занимался благотворительностью, и всегда помнил о том, откуда вышел — строил школы для крестьян, помогал им осваиваться. Благодаря рациональному подходу к экономической деятельности, Губонин научился эффективно пользоваться своими сбережениями, и из обычного крепостного смог дойти до известного миллионера. Таким образом, человек, особенно в современном мире, сталкивается с такой проблемой, как наполнение рынка некачественными образцами массовой культуры. Он должен вести себя рационально в условиях рынка, не обманываться, следя за тенденциями, рекламой и считая, что высокая цена равняется высокому качеству. Человек должен быть грамотным потребителем, а для этого ему, конечно же, необходимо знать азы экономической науки и разумно подходить к своим доходам. Обновлено: Опубликовал(а): tower Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|