|
Вы здесь: Критика24.ру › Чехов А. П.
Образ-символ дома в пьесе «Вишнёвый сад» — анализ, 11 класс (Чехов А. П.)Образ-символ дома в пьесе "Вишнёвый сад" неразрывно связан с образом сада.
Образ дома всегда вызывает ассоциации с чем-то близким и родным. Дом — это всегда детство, теплое и светлое. Там, где цветут вишни, где голубое небо, где много вкусных ягод. Таков и вишнёвый сад в пьесе. Это и есть дом.
Анализ этого образа-символа, как и всей пьесы в целом, можно разделить условно на три периода: прошлое, настоящее и будущее. Почему условно? Потому что фактически в пьесе не происходит никакого действия.
Прошлое.
Для героев пьесы, представляющих старшее поколение (Раневская, Гаев, Фирс) этот дом, имение — это их детство и вся жизнь, поэтому им так трудно расстаться с ним.
Для Раневской её имение — это символ семейной гармонии, которая всегда важнее материального благополучия. Она вспоминает свою молодость, ей мерещится покойная мать, гуляющая по саду, вспоминает погибшего сына.
Образ-символ дома связан с темой памяти в пьесе. Это общая память всех трех поколений. Воспомнинания, связанные с домом, есть и у Раневской, и у её дочерей. Воспоминания и добрые, и тяжёлые, горькие (гибель сына, бурная молодость).
(Раневская: "Сколько видели эти стены!")
Воспоминания всех персонажей связаны с этим домом, не только Раневской и Гаева. И Лопахин тоже вспоминает свое детство, рукомойник... И молодую Раневскую, которая его пожалела. Это имение объединяет всех, делает их семьей, близкими людьми. Отсюда возникает ещё одна тема — тема родового гнезда. Дом Раневской — это родовое гнездо, которое хранит историю ("сколько видели эти стены"). Эту тему хорошо подчеркивает, контрастирует с ней история Шарлотты-гувернантки, которая не знает своих корней, у нее нет родителей, нет дома и семьи, нет своей истории, у нее нет прошлого.
Родительский дом — это корни. Отсюда выходит человек и сюда возвращается.
(Раневская: "Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом")
Имение, считает Раневская, нужно обязательно сохранить, так как без него вся эта семья не сможет существовать как единое целое. Если смотреть шире на этот образ, то и сад и дом становятся символом всей России ("Вся Россия — наш сад"), родины, которую нельзя потерять.
В конце пьесы показано разное отношение к дому у разных поколений. Аня: "Прощай, старая жизнь!" Раневская: "Прощай, моя молодость, моё счастье!".
Настоящее
Герои пьесы, живущие настоящим, это прежде всего Варя и Лопахин.
Для Лопахина имение — это настоящее, это та реальность, из которой можно сделать деньги. Здесь и сейчас. Ему не нужна тоска по прошлому, он не живет бесплодными фантазиями о будущем. Он живёт настоящим. Он реалист, смотрит на жизнь без розовых очков. Он по большому счету единственный, кто предлагает реальный, практический выход из сложившейся ситуации, в отличие от всех остальных, которые либо страдают об ушедших днях, либо грезят о несбыточном.
И только Лопахин предлагает правильный выход: и спасти имение, и вылезти из долговой ямы. Но его, увы, никто не слышит.
Один только Лопахин постоянно напоминает всем героям пьесы о том, что 22 августа будет продано имение. Остальные занимаются болтовней и тянут время, будто всё это случится ещё очень не скоро.
Варя — тоже человек настоящего. Она не страдает об ушедших днях, но и не фантазирует ("Да, жизнь в этом доме кончилась... больше уже не будет...").
Ей по-своему тоже жалко дом, но она не страдает, как Раневская. Она хочет уйти в монастырь, а дом её не интересует, как старая прошлая жизнь. Лопахин — делец, предприниматель. Для него дом — это источник дохода, возможность получить новый социальный статус (был мужиком, станет помещиком).
Будущее
Дом — это символ детства для Ани. Он ей дорог, но она готова с ним расстаться, готова оторваться от корней. ("Я уже не люблю его, как раньше", "Дом, в котором мы живём, давно уже не наш дом, и я уйду, даю вам слово"), хоть это и больно, чтобы устремиться в будущее и строить новую жизнь ("Мы насадим новый сад")
Будущее представляет и Петя Трофимов. "Вечный студент", "облезлый барин" Петя Трофимов... Он на самом деле немолод, но мыслит он по-новому. Он представитель той самой прогрессивной интеллигенции, которая мечтает о новой светлой и чистой жизни ("Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы"). Он — идеалист-мечтатель, который только говорит, но ничего не предпринимает.
Для Пети дом — это прошлое, которое ему безразлично ("Продано имение или не продано, не всё ли равно. Заросла дорожка") Герои предчувствуют трагическое будущее дома (читай — всей России). Это обозначено в словах главной героини: "Я все жду чего-то, как будто над нами должен обвалиться дом".
Знаковой фигурой в пьесе является шкаф. Он вступает своего рода маркером отношения к человеку. Гаев произносит целый "поздравительный" монолог в честь шкафа, обращается к нему, разговаривает с предметом мебели, а Фирса, своего верного и преданного слугу, не слушает даже, а потом и вовсе забывает в доме и тот остается запертым.
Фирс в этом доме не более чем предмет мебели, хуже шкафа. Раневская даже к дому относится, как живому существу: "Прощай, милый дом, старый дедушка. Пройдет зима, настанет весна, а там тебя уже не будет, тебя сломают". А Фирса забыли...
Пьеса написана в 1903 г., через год Чехов умер, через два в России произошла революция. Россия стояла на перепутье, на смене эпох. Все это нашло отражение в пьесе Чехова. Чехов не дожил до всех этих трагических событий, но он предчувствовал их и передал всё это в пьесе "Вишнёвый сад". Обновлено: Опубликовал(а): Филологиня Внимание! Спасибо за внимание.
|
|