|
«Недотёпы» в пьесе «Вишнёвый сад» (Чехов А. П.)Мир художественных образов А. П. Чехова так разнообразен, как и сложны образы персонажей его произведений. Лейтмотивом пьесы «Вишнёвый сад» является тема «недотёпства». Но кто же на самом деле «недотёпа»? Это неловкий, неуклюжий, наивный человек, похожий своим поведением на ребенка. Круг «недотёп» в произведении достаточно широк. На мой взгляд, самым главным «недотёпой» является Раневская. Это обеспеченная женщина, раздающая свои деньги всем тем, кто в состоянии заработать сам. Однако глупая и наивная Раневская не замечает меркантильных интересов окружения, из-за чего теряет все, что имеет. Она живет одним днем, не думает о будущем, прячется от всех возможных проблем, делая вид, что их вовсе не существует, бесконечно вспоминает о прошлом и не желает что-то менять, ведь перемены могут доставить ей лишние неудобства. Даже после утраты имения мы можем наблюдать незрелое поведение героини: Раневская уезжает в Париж к своему любовнику, который уже понял ее щедрость и научился ей пользоваться. Гаев — разорившийся помещик, про которого говорят, что проел он свое состояние на леденцах. Его поведение абсолютно детское: несмотря на то, что герою уже пятьдесят один год, его старый слуга Фирс помогает ему переодеваться ко сну. Гаев чрезмерно болтлив, часто в ходе повседневных разговорах совершенно неуместно употребляет бильярдные термины. Как и его сестра — Раневская — мужчина слишком сентиментален. В попытках успокоить сестру, он строит несбыточные планы о том, как избежать разорения. И даже слуга Гаева, ухаживающий за помещиком как за ребенком, входит в круг «недотёп». Фирс наивен и слепо верен своим хозяевам, заботится о них как о малых детях. Однако их незрелость сказывается и на судьбе преданного слуги: мужчина заболевает, а господа из-за своих хлопот совершенно забывают о нем, оставляя в имении. Но даже тогда Фирс не злится на них и просто тихо садится в комнате. Симеонов-Пищик — разорившийся помещик, погрязший в долгах. Он часто занимает деньги у Раневской и Гаева, не стараясь заработать самостоятельно. Герой наивно надеется на счастливый случай, но ничего не делает для хорошего будущего: он инфантилен и не умеет решать свои проблемы, поэтому каждый раз унижается, чтобы его выручили. Шарлотта — гувернантка Раевской. Судьба её трагична: родители умерли, после чего на воспитание девушку взяла одна немецкая госпожа. Но сама Шарлотта Ивановна не знает кто она и откуда. Про себя героиня нередко говорит, что выросла в церковной семье, из-за чего умеет показывать фокусы, она выглядит смешно и нелепо, неловко демонстрируя их. Яша является одним из представителей нового поколения в пьесе. Жизнь в Париже сделала его черствым, неспособным испытывать чувства. Он высокомерно относится к русскому народу, считает его необразованным и ничтожным, но список его пороков не имеет конца: Яша обдурил влюбленную в него Дуняшу, крайне жестоко обходился с Фирсом, плохо относился к собственной матери. Он выглядит нелепо из-за своей мечты о роскошной парижской жизни, наивно не осознает своей безнравственности. «Недотепой» является и Дуняша — служанка Раневских. Будучи простой крестьянкой, она старается выглядеть как светская дама, что вызывает только жалость. Героиня влюбляется в Яшу, считает его образованным человеком, а он в свою очередь с ней лишь развлекался, после чего уехал в Париж. Епиходов назван персонажами пьесы «двадцать два несчастья», потому что с ним всегда случаются какие-то неприятности. Он считает себя образованным человеком, но речь его запутанна и бессвязна; он ленив и не знает, чего хочет от своей жизни. Герой влюбляется в Дуняшу и делает ей предложение, девушка обещает выйти за него, но, увлекшись Яшей, она вовсе перестает обращать внимание на Епиходова. Он же в свою очередь нелепо наблюдает за тем, как его возлюбленная уходит к другому, ничего с этим не делая. Петр Трофимов — «вечный студент», который уже несколько лет не может закончить учебу: его дважды отчисляли из университета. Он умен и добр, но не занимается ничем толковым. Молодой человек лишь философствует и нелепо пропагандирует свои взгляды окружающим. Трофимов ставит себя выше любви, но самому герою именно её и не хватает. Раневская же на его мнение о любви говорит, что он просто «недотёпа». Аня — дочь Раневской. Она доверчива абсолютно как ребенок. Девушка верит всем словам, что говорит Трофимов, перенимает все его идеи без разбора. Аня не понимает, что он — обыкновенный пустослов, а в его красивых речах не скрывается никаких поступков, но готова наивно следовать за ним и дальше. Варя – приемная дочь Раневской, строгая и религиозная девушка. Она не решалась делать первые шаги к Лопахину, из-за чего им приходится расстаться после продажи имения. Лопахин – один из главных героев произведения, сыгравший большую роль в жизни Раневских. Он сумел выбиться из крестьян в купцы, не пытается выглядеть тем, кем не является, открыто говорит о своем происхождении, называя себя «мужиком». Ермолай Алексеевич трудолюбив, прямолинеен, всегда старается помогать окружающим. Что же делает Лопахина «недотёпой»? Несмотря на то, что ему давно нравится Варя, он не решается сделать ей предложение. Его неумение бороться и трудиться ради своего счастья, робость с Варей дают нам понять, что он так же одинок, как и окружающие его люди. По моему мнению, все герои пьесы «Вишнёвый сад» являются «недотёпами». Все персонажи одиноки, не желают бороться за свое счастье, ищут спасение в прошлом и надеются на то, что все проблемы решатся сами собой. Обновлено: Опубликовал(а): Чернова Ульяна Юрьевна Внимание! Спасибо за внимание.
|
|