|
«Трудно быть богом» Стругацкие (Читательский дневник)1. Борис Натанович и Аркадий Натанович Стругацкие 2. «Трудно быть богом» 3. Для 9 класса 4. Повесть 5. Произведение было написано в 1963 году. 6. Действие произведения происходит в Арканаре - стране, накрытой одеялом комариных туч, раздираемой оврагами, затопляемой болотами, поражённой лихорадками, морами и зловонным насморком. Её возглавляет дон Рэба, ведущий весьма сомнительную политику в своём государстве. Он вытравливает всех, кто отличается от средней серой массы людей. 7. Главным героем является Антон. Он с детства дружит с Пашкой и Анкой. В этом мире стал Руматой. Пашка – дон Гут. Антон смелый и весёлый человек, стремящийся к высоким идеалам и желающий помочь хорошим людям. Он оснащён встроенным в обруч датчиком, который передаёт увиденное им на его родную планету. Шуточно он описывает себя так: «Весёлый благородный дворянин, обременённый капризами и предрассудками и привыкший к свободе во всех отношениях». 8. Повествование начинается с детской игры. Когда Антон, Пашка и Анка играли в разбойников. А потом нашли заброшенную тропу со знаком-кирпичом. Только Антон пошёл по этой тропе и увидел скелет. На этом детская история заканчивается. Румата направляется в Икающий лес, по пути встречает мужчину, который бежит из государства. Защищает его от преследователей. Добирается до таверны, где рассуждает с Учителем Александром Васильевичем о политике, которая ведётся доном Рэбом. «От грамоты, от грамоты всё идёт, братья! Не в деньгах, мол, счастье, мужик, мол, тоже человек, дальше – больше, оскорбительные стишки, а там и бунт… Я бы прямо спрашивал: грамотный? На кол тебя! Таблицы знаешь? На кол, слишком много знаешь!» Учёные, доктора и учителя стали вне закона. Они вынуждены отчаянно брести по окрестностям лишь потому, что умеют и хотят лечить несчастный и погрязший в невежестве народ. Добрые, непрактичные и обогнавшие свой век. Рассуждает о том, что гуманность – это черта современного времени. И любить можно тех людей, кто равен нам. А другие.. порой удивляешься – а станут ли они людьми – такими, которых хочется уважать, которых можно любить. Встречает своего друга Пашку, которого хочет тут же обнять, но… поведение Пашки не располагало – он начал фамильярничать. Антон переживает за людей – ему больно и обидно наблюдать, как они боятся, унижаются, лишь бы заработать лишний медяк. Он не понимает – почему они не сплотятся и не свергнут угнетателей, не начнут правильную жизнь. Хотя на этот счёт он тоже высказывает довольно веское мнение впоследствии. Антон страдает в этом мире, он не может примириться с собственным бессилием. Он в ужасе понимает – это эксперимент проводится не над человечеством, а над ним самим – Антоном, оказавшимся в таких обстоятельствах и каждый день ломающимся, становящимся таким же, как эти граждане. Единственным утешением для Антона является его любимая девушка, неожиданная найденная среди жестокий реалий Арканара. Это Кира – верная, спокойная, доверяющая и любящая. Он рассказывает ей о той планете, с которой прилетел. И обещает её туда отвезти. Случается переворот – король убит, дон Рэба во главе со Святым Ордином получил власть. Антона схватывают, хотя он до последнего сражался. Его отводят к Рэбе. Там он наблюдает, как чёрные монахи забирают советников Рэба в пыточную. Самое интересное, что дон догадывается – что-то в Румате есть несвойственное этому миру. Тем более истинный Румата умер несколько лет назад. Возможно, нынешний Румата вышел из преисподнии. Поэтому он боится трогать столь умелого и удачливого благородного человека. И отпускает Румату в надежде на мирное взаимодействие в дальнейшем. Уверенный в себе Антон освобождает двух человек из тюрьмы: необходимого его учёного Будаха и друга – барона Пампу, который пошёл за Руматой в тюрьму, чтобы спасти. Он рассуждает с умными и смелыми людьми – как ему поступить, будучи богом. Он не может отдать им оружие, потому что строй всё равно возобновится. Идейный человек умрёт, а остальные опять начнут драку за власть. Он не может покорно наблюдать со стороны – он испытывает жалость. Но умные люди советуют ему, чтобы он просто уходил. Просто оставил бы их и дал идти своей дорогой. Потому что Румата не способен им помочь. Нельзя резко изменить саму сущность человека. Не выйдет из этого ничего хорошего. Со стороны Рэба последовали санкции – ночью к дому Руматы пришли головорезы. Кира, которая выглянула в окно, была убита. Румата не выдержал потери – он пошёл убивать. После этого был возвращён на родную планету. Его навещают Пашка и Анка. И Пашка высказывает волнующую его мысль – не нужно было возвращаться тогда, не нужно было видеть скелет. Возможно, из-за этого всё случилось именно так… Интересные цитаты: «Это истинная правда, но он не поверил. Он сказал, что в школе они это не проходили» «Чтобы быть борцом, нужно уметь ненавидеть» «Ничего нельзя приобрести, не утратив, - мы бесконечно сильные Араты (герой-освободитель в повести) в нашем царстве добра и бесконечно слабые Араты в его царстве зла…» 9. Сложное произведение. Читать его следует главным образом не ради сюжета (хотя и он на высоте), а ради понимания происходящего в мире. Ради понимания сущности людей. Неважно в какую эпоху – всегда найдётся нечто общее. Разберём несколько мыслей. 1) Рэб – это лишь интриган, который не наводит страшные порядки, а закрепляет их. На самом деле проблема в традициях, привычках народа. Который будет беспрекословно подчиняться новому режиму, который никогда не вступится ни за друга, ни за родного брата. Они не привыкли думать и жить самостоятельно. Их интересы ограничиваются материальными благами и социальным положением. Смотреть на это мерзко. Анализировать ещё хуже. Потому что… а чем мы отличаемся от этих людей? Невежество? Имеем. Равнодушие? В полном достатке. А в чём тогда разница?.. 2) Проблема человечества в их пассивности и невежестве. Которые порождают рабство. 3) Покорность. Наблюдать, как режут других и надеяться, что это не коснётся их. Всё время думать, что это будет случаться с кем-то другим. И в конце остаться наедине с врагом – заранее обречённо, беспомощно и одиноко. Хладнокровное зверство тех, кто режет, и хладнокровная покорность тех, кого режут. 4) Человек понимает своего самого жестокого господина, но не понимает освободителя. Потому что каждый раб представлял себя на месте господина, но мало кто представлял себя на месте бескорыстного освободителя. И это страшно. Потому что безнадёжно. Даже если найдётся один идейный смельчак, другие не будут такими – они начнут предавать, идти по головам и возобновят иерархический строй. Потому что враг не вне солдат-освободитель, а внутри них. Кто-то будет на самой вершине пирамиды, а кто-то будет подпирать всю конструкцию внизу. Как при высыпке зерна из мешка. И каждое зёрнышко цепляется за другое, старается не скатиться вниз. И кажется, будто пирамида – это идеальная фигура. И в этом заключается сущность людей – желать быть чуть более равным. Настоятельно рекомендую к прочтению. Обновлено: Опубликовал(а): Анна Внимание! Спасибо за внимание.
|
|