|
Мистика в «Светлане» Жуковского и «Шинели» Гоголя (Сравнительный анализ)Казалось бы, что может объединять такие разные произведения как «Шинель» Гоголя и «Светлана» Жуковского? Первое произведение — это повесть, написанная в лучших традициях критического реализма, приправленная особым стилем и сюжетом, характерным для Н. В. Гоголя. Второе — баллада, яркий пример романтизма, написана за тридцать лет до «Шинели». Тем не менее, и у таких разных произведений есть общее — мистика, которая мастерски сплетается с реальностью, открывая новые стороны и идеи. Баллада Жуковского, как я уже сказала, ярко выраженное детище романтизма. Она впитала в себя все основные черты данного направления, а также «русский дух», то есть фольклор и славянскую культуру. И это довольно необычно, учитывая, что произведение основано на немецкой балладе «Ленора». Но Жуковский проделал невероятную работу, изменяя сюжет и придавая черты русского фольклора так, что незнающему историю создания человеку сложно вообразить, что баллада неоригинальна. Произведение написано в самый расцвет романтизма, первую половину девятнадцатого века, и стало, своего рода, эталоном данного направления, поэтому неудивительно, что в балладе так много мистического. Вспоминая основные черты романтизма, можно выделить следующие: - тяга к таинственному, необычному и бессознательному; - интерес к истории и экзотики (странам Востока); - стремление к мистическому у многих романтиков, вера в фатализм. Мы видим, что все эти признаки имеются и в «Светлане», а мистика вообще выходит на главный план. Но она не появляется из неоткуда- Жуковский выстроил исторический фон, идеально подходящий для перехода в мистический мир. Девушка Светлана, обычная крестьянка, ждёт своего жениха и гадает, чтобы узнать свою судьбу на крещенский вечерок. В этом гадании и лежит путь в мир мистический, потусторонний. При этом гадания на крещение — это фольклорная составляющая, характерная для русских девушек. Во время самого гадания уже создается потусторонняя атмосфера: действие происходит в полночь, «кругом мёртвое молчанье», а пламя свечи дрожит. Погрузив нас в темную, гнетущую и мистическую атмосферу, автор затем переносит своих читателей в мир потусторонний, хоть мы и не сразу это понимаем. Неожиданно к Светлане приходит жених и везет её венчаться в церковь. Однако всё не так просто. Автор дает нам понять, что это не настоящий жених: он не отвечает на вопросы невесты, а сам «бледен и унылый». Впоследствии автор акцентирует внимание на этой фразе, используя рефрен, то есть повторяя её в конце каждой строфы. Проезжая мимо божьего храма, герои видят черный гроб — символ смерти, что придает еще больше страха и загадочности. Следующим на пути героев встает черный ворон, что в русском фольклоре также является знаком смерти, а также предвестником беды и несчастья. Вспомнить хотя бы русские былины и сказки, где ворон был вестником смерти и различных бед. Все эти мистические образы все больше наталкивают нас на мысль, что жених Светланы — это посланник из потустороннего мира, который везет девушку навстречу беде или даже погибели. Наконец события накаляются до своего пика- герои прибывают к избушке, где жених с конями исчезают. Светлана заходит в избу, где молится. Мы видим, что жених, как и предсказывали символы и знаки, мертв и единственное, что спасает Светлану от него- белый голубь, символ чистоты и божественности. Светлана пробуждается и возвращается в реальность, где к ней уже идёт её настоящий жених. Если сравнивать мир реальный и потусторонний, то мы видим, что они кардинально отличаются не только по своему устройству, но и по атмосфере и тону повествования, которые задаёт нам автор, а также по своим обитателям. Жених в мире мистическом — не реагирующий на невесту герой, «бледный и унылый», что повторяется в балладе несколько раз. Жених же из мира нашего — статный мужчина с «любовью в очах», как говорит сам Жуковский. Даже погода различается в этих мирах. В мире потустороннем завывала вьюга с метелью, а в мире реальном на солнце снег блестит. Так автор даёт определенный настрой мирам, их атмосферу. Жуковский показывает нам мир потусторонний неприятным, темным и гнетущим, мир мертвецов, а не живых людей. Светлана с помощью опасного гадания смогла заглянуть в него. Этот мир не взаимодействует напрямую с реальным, и появляется лишь в снах главной героини. Мистика в повести Гоголя «Шинель» существенно отличается от мистики «Светланы». Если Жуковский изображает мистический мир ужасным и мертвым, который существует только в дурных снах, то в «Шинели» мистика помогает главному герою добиться справедливости и напрямую взаимодействует с реальностью. Если же подробно анализировать мистическое в повести «Шинель», то нельзя не обратить внимание на другое творчество Гоголя. Николай Васильевич всегда тяготел к мистическому и демонстрировал это в своих произведениях. Пожалуй, самым известным произведением Гоголя, в котором реальность переплетается со сверхъестественным, можно по праву считать повесть «Вий», написанное в 1935 году. Произведение же «Шинель» было написано спустя семь лет и вошло в «Петербургские повести». В отличие от «Светланы», в «Шинели» мистика не выходит на первый план. В своей повести Гоголь ставит сначала социальные проблемы, показывает нам неприглядную реальности и проблему так называемого «маленького человека». «Маленький человек» — это тип литературного героя, сталкивающегося с несправедливостью от людей вышестоящих и, в силу своей доброты и беззащитности, не сумевшего им противостоять. Данная проблема впервые поставлена Пушкиным в рассказе «Станционный смотритель» и встречавшаяся в своё время у разных писателей, таких как Платонов в «Юшке» или Куприна в «Гранатовом браслете». Также, в отличие от баллады Жуковского, большую часть произведения Гоголя занимает мир реальный, а не мир мистический. Реальность здесь рисуется в самом неприглядном виде, характерном для реализма. Бедный Акакий Акакиевич, главный герой, не имеет друзей, не стремится к вершинам и карьерному росту и усердно уже много лет работает титулярным советником. У него нет никаких целей и грандиозных планов, и он проживает пустую и бессмысленную жизнь. Но однажды он не загорается идеей купить себе новую шинель и делает это мечтой всей жизни. Он настолько рад покупке, что весь светится от счастья и его даже приглашают в гости сослуживцы. К сожалению, направляясь, домой из гостей, он становится жертвой ограбления и лишается своей драгоценной шинели. Будучи не в силах отстоять интересы и вернуть себе покупку, он не выдерживает горя и скоропостижно умирает. На этом моменте и вступает в дело мистика. Акакий Акакиевич становится привидением и отбирает шинель у значительного лица, не захотевшего помочь ему в возвращении его собственной. И, по легенде, старый титулярный советник не остановился на этом и теперь ходят в виде призрака и отбирает шинели у прохожих. Опять же, в отличие от «Светланы», мистика преподносится в особенном стиле Гоголя — с некой насмешкой и сатирой. При чем потустороннее не кажется чем-то необычном в повести и автор никак не выделяет ее на фоне основных событий. Будто стать призраком — это не что-то необычное или странное, а совершенно обыденное дело. Если сравнивать эти два произведения между собой, то мы видим совершенно разную мистику и реальность. В «Светлане» реальность- это светлый и приятный мир, мир любви и жизни. Для Гоголя реальный мир совершенно непригляден. Он полон несправедливости, лицемерия, жестокости и других изъянов. В «Светлане» мир потусторонний метафоричный и пугающий. Он полон символов и знаков смерти, несчастий и дурных случаев. Но он, также как и в «Шинели» мир мёртвых. Только он не взаимодействует с реальностью и так и остается миром кошмаров, в то время как у Гоголя эти два мира сливаются воедино. У него мистика лишена знамен и наоборот помогает герою добиться справедливости. Обновлено: Опубликовал(а): Катерина Шляхтина Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|