|
Сопоставление «Видения отроку Варфоломею» М. Нестерова и «Боярыни Морозовой» В. Сурикова: описания картин — сюжет, цветовая гамма, символика 8 класс (Сравнительный анализ)Тема религии всегда была неоднозначна для человека и вызывала множество споров. Не раз затрагивалась она и в искусстве, в том числе и в изобразительном. Яркими примерами можно считать картины «Видение отроку Варфоломею» М.Нестерова и «Боярыня Морозова» В. Сурикова.
Первое произведение Нестеров создавал не сразу. Предшествовала ему его более ранняя работа «Пустынник», да и создавалась картина по частям. Этюд для второй картины, в свою очередь, был написан Суриковым всего за два часа в порыве вдохновения. Да и смысл в обе картины был вложен совершенно разный. Какой же?
На картине Нестерова изображён сам отрок Варфоломей и ангел, принявший в видении отрока образ инока. Руки Варфоломея сложены в молящем жесте: он просит ангела помочь ему обучиться грамоте. В свою очередь тот благословляет Варфоломея и дарует ему знания. Но в момент, запечатлённый на картине, мальчик смиренно ждёт окончания молитвы святого старца, глядя на него не по-детски мудрым взглядом. Лицо же самого инока скрыто под капюшоном его тёмных одежд. Отрок одет просто и бесхитростно, как самый обычный деревенский ребёнок. Но, как говорится, «встречают по одёжке, а провожают по уму» — а уж ума, а, точнее, мудрости, Варфоломею не занимать.
Картина В.Сурикова совсем другая. Если М. Нестеров изображает момент просветления, начала, то «Боярыня Морозова» ассоциируется скорее с концом. Это действительно своеобразный конец для боярыни: в ссылке, куда её увозят, она уже будет не жить, а доживать свои последние годы. Морозову художник поместил в центр картины и окружил её толпой самых разных людей. Есть среди них сочувствующие нелёгкой судьбе героини, есть проклинающие и осуждающие её, есть и праздные зеваки, пришедшие поглазеть на очередное зрелище. Сама же Морозова вскинула руку в старообрядческом жесте, не смирившись даже в такой критический момент. До последнего она будет противиться новым правилам и останется в людской памятни навеки как отчаянная раскольница. Это ли не настоящая сила духа?
Морозова, крестясь двумя пальцами, глядит вовсе не в толпу людей. Её возмущение направлено на икону Божией матери, которая расположена в верхнем правом углу картины. Не зря и на заднем плане её изображено столько церквей: в святом, казалось бы, месте творится разлад, раскол. Подобного рода символика есть и на картине М. Нестерова. Спокойная русская природа и небольшая аккуратная церковь гармонируют с внутренним миром самих героев, а изображение текущей позади реки намекает на необычайное упорство отрока.
Особенно стоит отметить цветовую гамму обеих картин. У произведения М. Нестерова она спокойная, с плавными и мягкими переходами цветов. В центре тона светлее, по краям же темнее — символ просветления юного Варфоломея. Картина же В. Сурикова выполнена в холодных тонах и построена на контрастах. К примеру, бледность измождённой Морозовой контрастирует с её одеждами. Сама боярыня — тёмное пятно на фоне более светлого окружения. Таким образом художник ещё раз выделил и подчеркнул значимость образа боярыни Морозовой в реалиях того времени.
Обе картины произвели на меня неизгладимое впечатление. Но эмоции они вызывают совершенно разные. От картины М. Нестерова веет спокойствием, возвышенностью. «Боярыня Морозова» наполнена страхом, ужасом и будто «наэлектризована». А эмоции толпы на этой картине и вовсе невозможно полностью описать словами — настолько они многообразны. Обе картины по-своему прекрасны и по праву заслуживают почётные места в Государственной Третьяковской галерее, где находятся и по сей день. Обновлено: Опубликовал(а): Azzaires Внимание! Спасибо за внимание.
|
|