|
17.3 Тема солдатского братства в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» (ЕГЭ по литературе)«Василий Тёркин» — соцреалистическая поэма, о которой Ф. Абрамов писал: «Тёркин, вероятно самый популярный литературный герой в народе… Это было Евангелием наших солдат, поэтизация удали, храбрости и мужества и человечности». Действительно, неслучайно это произведение нашло столь большой отклик среди других людей, ведь поэма проникнута духом братства, единства и необыкновенной веры в победу. Так, в главе «Переправа» тема товарищества и всеобщего человеческого подвига является центральной. Твардовский рассказывает о том, как солдаты на понтонах переправлялись через реку, но начался обстрел и много солдат погибло. Однако вера в светлое будущее и друг в друга сотворила настоящее чудо. Даже после огромных потерь благодаря единству бойцы продолжали быть верными своему долгу. Используя эпитеты «святой» и «правый» о бое, Твардовский показывает, насколько важно происходящее для солдат. Именно поэтому у них была неподдельная искренняя радость при виде каждого последующего товарища, который успешно переправился. Об этом свидетельствуют слова героев: Разрешите доложить. Взвод на правом берегу Жив-здоров назло врагу! Русское войско не обладало бы такой силой без братства, ведь крепкое плечо товарища всегда было лекарством от утраты надежды в минуты, когда казалось, что силы уже на исходе. В главе «Два солдата» автор также позволяет ощутить всеобъемлющий дух единства и веры, который царил среди русского народа, но уже в других обстоятельствах. Оставшись переночевать в избе старика-солдата и старухи, Тёркин ощутил заботу и тепло. Особое значение имеет диалог молодого воина и старика, спросившего юношу, побьют ли солдаты немцев, на что Василий ответил: «Побьём, отец…». Становится понятно, что в такое страшное время только поддержка и вера друг в друга — истинное спасение. Люди, которые знакомы совсем немного, становятся уже родными, искренне сопереживая и объединяясь во имя общего блага. Далее значимым является эпизод из главы «Смерть и воин». Смерть в этом фрагменте является олицетворением человека, который словно упрашивает опустить руки и сдаться, подписав самому себе смертный приговор: Смерть, смеясь, нагнулась ниже: — Полно, полно, молодец, Я-то знаю, я-то вижу: Ты живой да не жилец. С помощью психологизма, писатель показывает, что Тёркин даже не понимает, зачем она пришла к нему, ведь он все еще жив. Тем не менее смерть, используя сравнение, показывает герою, что счастлив на родной земле он уже никогда не будет, поэтому пойти на сговор со смертью — путь к облегчению и успокоению. Однако молодой боец готов биться до конца за мирное небо над головой, как и другие второстепенные персонажи, а именно товарищи Тёркина, которые бережно несут его в санбат. Твардовский подчёркивает роль каждого человека в истории, потому как победа собирается именно по крупицам из совместных усилий. Взаимопомощь — то, что не раз выручало даже в самые безвыходные моменты. Осознание того, что на счету каждая жизнь заставляет каждого ответственно относиться к своему делу и как можно скорее приближать победу. Таким образом, смерть и любые невзгоды, которые уже, казалось бы, берут верх над бойцами, всё равно терпят поражение, ведь сила русского духа и товарищества оказалась непоколебимой. Обновлено: Опубликовал(а): sany.aaa Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|