|
Образ русского солдата по поэме «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского (ЕГЭ по литературе)«Василий Тёркин» — поэма, «книга о бойце» — как определял жанр сам автор, А. Твардовский — в которой каждая глава — это новелла о военной жизни простого русского солдата. Показывая главного героя в ставшей привычной для него фронтовой деятельности, писатель раскрывает его лучшие черты как одного из многих защитников Родины. Отсутствие точного портрета (мы знаем только, что он «не высок, не то чтоб мал», «красотою… не был наделен»), простая фамилия «Тёркин», отсылающая к поговорке «тёртый калач», указывают на собирательность образа главного героя. Главное и основополагающее качество солдата — простота. Он «просто парень сам собой», «обыкновенный». Василий Тёркин привык спать, где придется, на «земле сырой», «как дома», совершая подвиги, он не зазнается, а даже наоборот, несколько смущается. Он, принимая отчаянные решения такие, например, как переплыть зимой водоём, чтобы сообщить о выживших при переправе, выстрелить из автомата во вражеский самолет, не задумывается, считая, что каждый на его месте поступил бы точно так же и не требуя наград. Боец уверен, что нужно «смотреть вперёд, а не на грудь», «воевать, а не гадать», получишь медаль или нет. Главный герой не раз проявляет силу, устойчивость в трудных ситуациях и смелость. Он, голодный, побеждает в рукопашной схватке с «сытым, береженым» немцем, «злость и боль собрав в кулак». Для Тёркина этот «бой не ради славы, а ради жизни на земле», для которой он готов стоять до конца. Силу эту придает ему любовь к Родине, которая подтверждается каждым его поступком и словом. Сражаясь, Василий Тёркин не только не жалуется на тяготы войны, но и все трудности он принимает как неотъемлемую часть спасения страны. Даже когда к нему, тяжело раненому, приходит сама Смерть, мысль о невозможности услышать «парад победный», увидеть свободный народ не дает ему сдаться «старухе с косой». Кроме того, он стыдит товарища, жалеющего потерянный кисет, говоря, что эту пропажу можно пережить, а «Россию, мать-старуху, потерять нельзя никак». В образе Тёркина есть и фольклорные традиции изображения солдата: сочетание физической силы и харизмы. Оптимизм — вот без чего нельзя представить Тёркина. Сам автор в отступлении пишет: «на войне… жить без пищи можно сутки, не прожить без прибаутки», и подтверждает эту фразу воздействие на окружающих умения главного героя в напряженный момент разрядить обстановку. Так, когда его, обмороженного, растирают спиртом, он спрашивает доктора, можно ли ему «изнутри погреться». Оптимизм героя поддерживает других солдат, не давая им унывать: сначала грустная, а затем заставляющая пустится в пляс игра Тёркина на гармони, инструменте, дорогом для умершего друга танкистов, подвозивших героя, помогла им справиться с горем. А. Твардовский изобразил типичного русского бойца, основным приемом изображения которого является дегероизация. Не показная физическая сила, а истинный патриотизм, самоотверженность, любовь к Родине, готовность своей спиной её защищать до конца, не требуя ничего взамен, — именно это делает национальным героем не только Тёркина, но и изображенных в его лице солдат, простой народ, оказывающий решающее воздействие на исторический ход событий. Обновлено: Опубликовал(а): Верa Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|