|
Кто может проявлять героизм? Кто может быть героем? Что значит быть героем? Человек и ответственность. Человек и героизм. Смелость, храбрость, трусость по Ю. Яковлеву «...Мне кажется, что я сам только что вернулся оттуда — замёрзший, усталый...» (ЕГЭ по русскому)Часто понятие героизма отождествляют с какими-либо незаурядными личностями. Например, с русскими былинными богатырями, обладавшими смекалкой и нечеловеческой силой, — то, что они настоящие герои, даже без рассказов об их подвигах каждому кажется очевидным. Достаточно просто взглянуть на полотно В. Васнецова «Богатыри». Но все ли герои похожи на былинных? Именно об этом пишет Ю. Яковлев. В тексте он размышляет над вопросом: кто может проявлять героизм? Ночь идет, и герой Ю. Яковлева «оглядывается назад и видит у моста фигурку мальчика» (предложение 20). Мальчик должен сообщить приближающимся к переправе советским воинам, что, отступая, фашисты заминировали мост (предложение 22). Как говорит рассказчик, для юного героя стоять рядом с мостом —это настоящий пост. Большой и ответственный пост для маленького часового: даже если и кто-то кроме него способен спасти солдат, предупредив их, мальчик не может уйти, не может струсить, потому что долг любого постового— это выполнить свою задачу, несмотря ни на что: несмотря на свою юность, несмотря на то, что ты хочешь жить… «Голос (мальчика) теряется в рокоте моторов» (предложение 25) – снова противопоставление больших и грозных «танков, машин с воинами» и маленького часового. Только что-то такое же несокрушимое могло остановить колонну советской техники. Взрыв. Страх — это обычное человеческое чувство, в нем нет ничего постыдного. Но если от тебя зависят чужие жизни, то места ему просто нет. И отношение к этому утверждению не зависит от возраста. Забежав на заминированный мост, мальчик доказал это. «Гудит ветер. Быстрее вертится снежная карусель. И я вижу белорусскую девочку Лиду», – говорит рассказчик (предложения 29-31). Девочка Лида, разведчица партизан, жила «среди врагов, в логове фашистов» (предложение 31), а «под кроватью у нее хранились партизанские мины» (предложение 34). Не даром говорят, что война отбирает детство: Лида не просто спала с минами— девочка всё время жила будто бы на бомбе. Жила, рискуя, что вся её судьба, разделенная на до и после начала войны, могла «взорваться» в любой момент. «Взорваться», если бы фашисты узнали о юной партизанке. И они узнали… Жить в окружении врагов, боясь за каждый свой шаг, — это невыносимо тяжело. А помогать Родине и Красной армии бороться с этими врагами в таких условиях, невзирая на угрозу для жизни, — это настоящий подвиг, на который и не каждый взрослый способен. Герою-рассказчику Юрия Яковлева ненастная ночь, «когда воет ветер и круговерть метели бушует за окном» (предложение 1), навевает мысли о часовых, каким он был сам, их долге и их подвигах. Именно поэтому «снежная карусель» в повествовании становится и своеобразным разделителем между воспоминаниями героя, и лейтмотивом, пронизывающим самого читателя, как ледяной ветер. Как две истории о смелости и самоотверженности. Оба примера доказывают, что героями войны могут быть не только дети. Невозможно осознать всю горечь воспоминаний рассказчика о мальчике, взорвавшем мост, и о девочке, погибшей от рук фашистов, но до самой смерти боровшейся с ними. Но как нельзя отрицать смелость этих детей, так и нельзя говорить, что их поступки были взрослыми, ведь, по мнению Юрия Яковлева, у героизма нет возраста. Даже в юные годы каждый может проявить силу духа и стойкость. В любом возрасте человек может пожертвовать собой ради кого-то, ради какой-то цели, ради Родины. Всё зависит лишь от его ценностей и характера. Вряд ли мальчик походил со стороны на героя, однако его поступок поистине героический. Трудно не согласиться с автором. Действительно, способность к героическим поступкам не определяется возрастом человека: имеют значение только его внутренние качества. В годы Великой Отечественной войны партизанами становились не только взрослые, но и дети. Книга Э. Веркина «Облачный полк» начинает показывать партизанскую войну именно юными глазами, но эти глаза, к сожалению, очень быстро теряют свою молодость, хотя возраст основных героев — это возраст современных старшеклассников. Партизан, которых война оторвала от учебы и семьи, теперь уже в меньшей степени заботят личные проблемы — они борются с фашизмом. Конечно, они влюбляются, дарят друг другу подарки, ходят на рыбалку. Но они же подрывают эшелоны, ходят в разведку, берут офицеров врага в плен – всё это вчерашние мальчики и девочки, но сегодняшние мужчины и женщины делают, волнуясь прежде всего не за себя, а за свою Родину. Вот они — настоящие герои. Кажется, что автор нигде не акцентирует внимание на молодости героев потому, что не возраст дает человеку возможность совершать героические поступки, а образ жизни настоящего героя старит человека; имя Саныча — друга и наставника главного героя – никак не принадлежит юноше восемнадцати лет. Не все герои походят на былинных богатырей. Но и не тот, кто держал в руках оружие, не тот, кто ростом или плечами вышел, а тот, кто сумеет взять на себя ответственность, не убежать и не струсить, – этот человек может проявить героизм. Обновлено: Опубликовал(а): GusN Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|