|
По отрывку из текста В. А. Каверина (ЕГЭ по русскому)В данном тексте В. А. Каверин поднимает проблему жестокости людей на войне. Чтобы помочь читателю разобраться в данном вопросе, автор описывает эпизод, произошедший с раненым капитаном. Во время движения санитарного поезда, где «находилось, вероятно, не меньше тысячи раненых», немцы открыли по нему огонь. Рассказчик не мог и предположить, что в данном случае «здоровые люди могут стрелять из пушек», но ошибся: враг «шрапнелью» безжалостно убивал беззащитных людей. Действительно, сложно предложить, что в мирное время человек мог бы лишить жизни другого, тем более не способного дать отпор, как он это делает на поле боя с противником. Продолжая мысль, В. А. Каверин приводит еще один пример недопустимого поведения в экстренной ситуации. Рассказчик, раненый так, что он не может сам передвигаться, остается ожидать возвращения товарищей с сослуживцем Ромашовым, «подло предполагающим», что они не вернутся. Более того, Ромашов сам оказывается предателем: он оставляет капитана «одного, голодного и безоружного, тяжело раненного в лесу, в двух шагах от расположения немецкого десанта», считая, что он «всё равно умрет». Человек, который вместе с рассказчиком защищает страну от врага, сам оказался врагом. И правда, война часто ставит людей в ситуацию нравственного выбора, и не многие могут остаться верным нравственным убеждениям, беспокоясь за свою жизнь. Обращаясь к данным примерам, дополняющим друг друга, писатель показывает, как война заставляет людей не только убивать друг друга, но и уничтожать человека внутри себя. Позиция автора ясна: во время военных действий люди, в мирной жизни, возможно, не враждовавшие, могут совершать поступки, противоречащие нравственным идеалам гуманизма. Война противоестественна, так как ставит участвующих в ней в позицию нравственного выбора, заставляя совершать бесчестные и жестокие убийства. Не заслуживают уважения те, кто не выдерживает испытания и оказывается врагом своим товарищам. С автором невозможно не согласиться. Можно вспомнить произведение В. Быкова «Сотников», в котором партизан Рыбак неожиданно для себя оказывается предателем, стремясь сохранить себе жизнь. Он в финале по приказу немецких солдат вешает Сотникова, с которым вышел на разведку и которому помогал уйти от врага. Бесчеловечностью и жестокостью отличается и поведение тех, кто примкнул в фашистам. Таким образом, война — антигуманное явление, раскрывающее как лучшие, так худшие качества людей, из которых лишь немногие могут остаться верными себе в сложной ситуации. Обновлено: Опубликовал(а): Верa Внимание! Спасибо за внимание.
|
|