|
В каких лирических произведениях звучат мотивы неурядиц? По стихотворению Б. Окуджавы «Полночный троллейбус» (ЕГЭ по литературе)В каких стихотворениях русских поэтов звучат мотивы жизненных неурядиц и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением Б. Окуджавы? В философской лирике, к которой относится произведение Б. Окуджавы «Полночный троллейбус», часто можно встретить мотивы неурядиц, которые хоть и делают жизнь лирического героя сложнее, но проходят. Похожую тему можно встретить и в стихотворении С. А. Есенина «Письмо к женщине». В обоих произведениях образ лирического героя динамичен. Как у Б. Окуджавы мужчине в начале «невмочь пересилить беду», а в конце чувствует, что «боль» отступает, так и у С. А. Есенина в первых строках он сравнивает себя с лошадью, «загнанной в мыле», мучается от непонимания, «куда несет рок событий», а в последних говорит, что «избежал падения с кручи». У обоих поэтов встречается образ судна, который становится символичным. В «Полночном троллейбусе» пассажиры, потерпевшие «крушенье» «в ночи», названы матросами, помогающими друг другу в тяжелых жизненных ситуациях соучастием, а в «Письме к женщине» корабль, попавший в бурю тесно связан с лирическим героем, можно сказать, символизирует его жизнь: мужчина не выдержал «качки» на палубе и «спустился в трюм», то есть кабак, чтобы «себя сгубить в угаре пьяном», уйдя от проблем. В произведении различен хронотоп: если у Б. Окуджавы время ограничено одним вечером, а пространство — приветливым и светлым троллейбусом среди тёмного города, то у С. А. Есенина в монологе-обращении к бывшей возлюбленной, обозначено далекое прошлое, когда «кипела морская гладь», и настоящее, «возраст иной», другие мысли и чувства. Мотив жизненных невзгод встречается и в произведении «Хорошее отношение к лошадям» В.Маяковского. В стихотворениях по-разному показан образ толпы: если у Б. Окуджавы пассажиры помогают лирическому герою, поддерживая «молчанием» и «касанием плечами», то у В. Маяковского над упавшей лошадью «смеялся Кузнецкий», зеваки равнодушны к чужому горю, и только лирический герой «свой голос не вмешивал в вой» и подошел к животному. И в «Хорошем отношении к лошадям» и в «Полночном троллейбусе» показана сила соучастия чужому горю: с другими «потерпевшими крушение» герой Б. Окуджавы «не раз уходил от беды», а ласковые слова прохожего заставили кобылу «встать на ноги», «помахивая хвостом», вернуться в стойло. В первом стихотворении целебная сила принадлежит троллейбусу, являющегося частью родной Москвы, а во втором рождается из характера героя ранней лирики В.Маяковского. Таким образом, многие поэты, обращаясь к теме жизненных неурядиц, показывают читателю: насколько бы ни была плоха ситуация, через какое-то время она закончится, главное — не отчаиваться и пытаться найти поддержку в окружающих людях. Обновлено: Опубликовал(а): Верa Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|